Формат, несколько лет назад придуманный худруком училища Владимиром Захаровым и постоянной ведущей Наталией Панасюк, увлекателен и прост. Ведущая занимательно и доходчиво объясняет, что мы называем балетом (от итальянского balletto — танцевать), кто такой хореограф, например, француз Мариус Петипа. А воспитанники училища иллюстрируют ее рассказ своими выступлениями. Репертуар у захаровского училища широк, да и уровень исполнения вполне приличный. Большинство балетов, как и заведено в классике, — на сказочные сюжеты. Здесь «Конек-Горбунок», классическая «Золушка» (в хореографии Константина Сергеева), «Белоснежка и семь гномов». Естественно, отрывки из всех балетов Чайковского — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Последнему — особое внимание: не за горами премьера, приуроченная к 120-летию создания этого шедевра. «Розовым вальсом» из «Щелкунчика» (хореография Юрия Петухова) ее и презентовали.
Но основная интрига — в знаменитом балете эпохи Серебряного века «Карнавал», который в этот день стал своеобразной премьерой училища.
Некогда популярнейшее сочинение Михаила Фокина сейчас целиком идет только в Мариинском театре, да и то пребывает там в весьма расхристанном состоянии. Московское училище не побоялось «замахнуться» на этот шедевр. Партию Арлекина доверили воспитаннику II курса Алексею Зуеву (педагог Сергей Орехов). Партия вполне подошла быстрому и стремительному в своих движениях танцовщику, хотя справиться с трудной, наделенной множеством нюансов ролью нелегко и бывалому артисту.
Облик Арлекина с нарисованной на лице полумаской и ромбами на костюме стилизован под исторический — Нижинский в костюме от Бакста примерно так и выглядел на премьере в Берлине и Париже. А вот платье Коломбины (ученица Натальи Пермяковой первокурсница Дарья Налетова) решили изменить, вместо белого оно стало алым. Отрывок, выбранный из «Карнавала» для училищного концерта, многонаселен, и свои таланты имели возможность продемонстрировать не только два солиста, но и их соученики: Артем Лепков вышел Флорестаном, а Владимир Карпов — Панталоне.
Удачно вписался в формат детского концерта фрагмент «Фея кукол» братьев Легат. Фрагмент из «Пробуждения Флоры» того же Мариуса Петипа вполне грамотно исполнили ученицы II, III курсов и 4-го класса, а изяществом поз и чувством стиля выделялись Варвара Прохоренко (педагог Ольга Шаройко) и Феличия Русу (педагог Елена Рябинкина).
Из досье «МК»: «Карнавал» — балет «с историей». На премьере, устроенной журналом «Сатирикон» в 1910 году, в роли Пьеро выходил, например, известнейший режиссер-модернист Мейерхольд. А ровно сто лет назад вокруг этого, казалось бы, «пустячка» (так его и называли) в стиле комедии дель арте в дягилевской антрепризе разгорелись нешуточные страсти. Одна из зрительниц, а именно взбалмошная венгерская аристократка Ромола Пульска, без памяти влюбилась в первого танцовщика труппы, увидев его на гастролях в Будапеште в партии Арлекина. Она писала: «Вдруг на сцену вылетел стройный, гибкий, как кошка, Арлекин. Хотя его лицо было скрыто раскрашенной маской, выразительность и красота тела заставляли осознавать, что перед вами — выдающийся танцовщик…» А после, «забыв обо всем, зрители в едином порыве поднялись с мест; они кричали, рыдали, забрасывали сцену цветами, перчатками, веерами, программками. Этим феноменом, потрясшим публику, был Вацлав Нижинский».