Это дело рук балетной клаки. Версия об участии в нападении на Филина клаки произрастает из опубликованного экс-худруком Большого, а ныне хореографом, резидентом Американского балетного театра (ABT) Алексеем Ратманским. На своей странице в Facebook он пишет, что «несчастье с Филиным не случайность» и объясняется оно «отсутствием театральной этики» и «...омерзительной клакой, водящей дружбу с артистами, спекулянтами и перекупщиками билетов, фанатами, готовыми перегрызть горло соперникам своих кумиров, циничными хакерами, скандальными интервью сотрудников». Говоря об атмосфере, царящей в Большом, Ратманский во многом прав, только не надо валить все в одну кучу. Да и клака (существующая почти во всех крупнейших оперных театрах мира) в этом деле ни при чем.
«Голубая» версия. Ее распространяют люди, знакомые и с балетным театром вообще, и с Большим в частности весьма поверхностно. Что за мафия такая, скажите? И при чем Сергей Филин? В той же опубликованной в Интернете личной переписке Филина из его взломанной почты (вопрос об ее подлинности предстоит решить следствию) одна из его корреспонденток по поводу прочитанных ею в «Живом журнале» слухов, что у Филина в театре есть любовница, возмущается (письмо помечено 15 октября 2012 года): «Во народ!!! Ну всё знает, кто с кем живет, кто с кем спит?? Везде свечку держут!» И далее пишет: «Я не потому, что меня волнует твоя личная жизнь… Я на самом деле очень люблю мужчин, которые отмечают женщин… Это нормально и хорошо. Прости». Понятно, что здесь работают общественные стереотипы — раз ты артист балета, то непременно «голубой». А уж если произошла какая-то история, понятно, ищи «голубой след». На самом же деле людей с нетрадиционной ориентацией, особенно в нашем балете (на Западе дело обстоит несколько по-другому), не больше, чем в любом другом месте: в банке или, скажем, на заводе.
Коммерческая версия. Причиной расправы являются коммерческие интересы целой группы влиятельных артистов, на которые Филин посягнул, не отпуская их на личные гастроли. А что думают в самом театре? Что говорят артисты, педагоги, придя в себя после шокового состояния?
— Не боятся ли артисты, что с ними может похожее случиться? — интересуемся у ведущего солиста, педагога-репетитора Яна Годовского.
— Кто-то боится, но мне кажется, что никто об этом не думает сейчас, поскольку все еще по-прежнему находятся в шоке и не очень думают о себе.
— Были ли конфликты внутри труппы, которые могли привести к войне за роли?
— Таких конфликтов не было, это точно.
Борис Акимов четыре с небольшим года был худруком балета Большого:
— Я-то уж как никто знаю изнутри, что из себя представляет эта должность. Место непростое, потому что Большой театр есть Большой театр — самая мощная и самая большая балетная труппа в мире, практически 240 артистов, а может, даже и побольше. И все они разные — характеры, воспитание, разные амбиции — от кордебалета до ведущих балерин и танцовщиков. И все это проходит через художественного руководителя. Представьте, сколько проблем… Причем проблемы возникают часто на пустом месте. И вот ты развязываешь эти узлы каждый день. Надо удовлетворить всех, хотя удовлетворить всех невозможно.
— А вы встречались с угрозами, когда занимали этот пост?
— Скорее не угрозы, а требования были. Приходят многие люди, у них есть желание что-то станцевать, а художественный руководитель полагает, что он не может это танцевать. Ты не Одетта, а наоборот — инженю, «Тщетная предосторожность», зачем тебе Одетта, зачем ты отбираешь спектакль у трех-четырех прекрасных Одетт. Но ни в какую, сидит и требует. А потом хлопнет дверью и уйдет недовольная. Есть определенные танцовщики и балерины, которые этого не понимают. У них такое самомнение, такая вера в себя! На этом месте у худрука год идет за два.
Сколько людей уже после меня возглавляли эту труппу. У каждого были свои взгляды на эту работу, но у каждого процентов на 80 проблемы оставались такими же. Но угрозы... если угрозы проникают уже в эту сферу — это катастрофа. И как жить? Как дальше работать?
Еще одна, более чем странная версия. Кое-кто в труппе уже поговаривает, «а не сами ли они (руководство театра) все это и организовали? Ведь Филин стал независим, выбился из-под их влияния, конфликтует с руководством, что видно и по выложенной переписке. Вот они его и нейтрализовали». Ну, это уже похоже на классику: унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла…
Кто-то, наоборот, полагает, что худрук ГАБТ был послушным проводником интересов директора Иксанова, за что и поплатился. В общем, гипотезы, высосанные из пальца, множатся и множатся… Но давайте дадим следствию поработать. Хотя (очень хочется ошибиться!) в результаты не слишком-то верится. Ведь и до настоящего дня правоохранительными органами не раскрыто дело, связанное с отставкой многолетнего директора балетной труппы Большого театра Геннадия Янина, и мы до сих пор не знаем, кто же стоит за этим прогремевшим на весь мир порноскандалом. Именно с этой ситуацией и вытекающей из нее практической безнаказанностью преступников и связано нынешнее продолжение.