Пятые элементы

Новая органная месса выходит из тени XXI века

Пять композиторов Мессу писали. Месса есть связь со Всевышним, и подходить к ней надо с чистым сердцем, вне «контекстов», вне «проектов». И тогда есть шанс что совсем неактуальная «актуальная музыка», наконец, выйдет из тени местечковых фестивалей… Итак, уникальная работа будет представлена в рамках «Московской осени» в Кафедральном соборе на Малой Грузинской. За пультом — Константин Волостнов.

Ни для кого не секрет, что XX век стал веком мощного музыкального разлома, в котором «ломатели», зачастую, сияли вулканами, а вот все их последователи, лава, оказались никому не нужны. «Доктор Фаустус» Манна живопишет об этом вернее всяких рецензий. Конец композитора, конец музыки, конец Германии, европейской музыкальной практики.

Возможно, орган — единственная лазейка, которая вернет современной музыке ныне живущего слушателя.

Несовременной музыка быть, увы, не может — в романтику не поиграешь, поезд ушел, дурацкие примеры «стилизаций» у всех перед глазами. Но реагировать на не цепляющее ухо бездушие публика тоже не хочет.

Орган — не иструмент, орган — это вероисповедание; орган — не звук, орган — это путь. На него (на орган) тоже покушались, как не без этого, но ему было проще выстоять. Он воцерквлен. Он так велик, что прощает многие ошибки людей, он останется даже тогда, когда в небытие уйдут оркестры.

И сейчас, 29 ноября предпринимается попытка громко заявить о премьере «Новой органной мессы». Тут как всегда, не знаешь что важнее — само событие или его суть. Очень надеюсь, что «Месса» прервет практику некого междусобойчика «Московской осени» (старого фестиваля новой музыки). Ведь дело в том, что всё то, что показывали в этом году на Биеннале — тоже называется «актуальным искусством». Только актуальное оно уж сто лет как, так актуально, что на ходу засыпаешь. Интересен андеграунд; официоз (вчера баба с веслом, сегодня — кабаковские туалеты) так и останется официозом, какие бы формы он не принимал.

Новая месса, допускаю, как раз андеграунд в правильном смысле (ибо смысл неправильный — террор и провокация): собрались себе пять композиторов (позже публика узнает, что они — разных национальностей, возрастов, стилистических воззрений). Собрались и написали пять разных кусков — в соответствии с классической традицией: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei.

— И каждый из них понятия не имел, какую часть пишет его коллега, — рассказывает автор проекта известный органист Константин Волостнов, — был регламент только по времени и по самим образам Святого писания.

То есть каждый из пяти, заперся у себя в комнате, набрал номер, и на какое-то время послушал гудки к Богу… Вот и мы эти гудки послушаем в трубках органа «Кун», что в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице (метро «Улица 1905 года»).

Орган вполне сносный, да даже, чего мелочиться, хороший, акустика — превосходная, обещают «захватывающее» действо. Волостнов:

— Идея проекта, развивающего инструментальное воплощение Мессы, это возврат к старинному жанру, но уже на новой художественно-эстетической основе 21-го века.

Осталось только перечислить сочинителей: Kyrie eleison — Кузьма Бодров (Москва), Gloria — Владимир Раннев (Санкт-Петербург), Credo — Дэвид Гомппер (США, Айова), Sanctus — Арман Гущян (Москва), Agnus Dei — Александр Чайковский (Москва). Перед каждой частью прозвучит вокальный одноголосный отрывок текста в аутентичной григорианской версии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру