— Музей открылся в 1912 году, и уже тогда стало ясно, что далеко не все экспонаты можно будет выставить, — сказала Ирина Антонова. — Сегодня, когда у нас 650 000 единиц хранения, мы не можем показать и двух процентов этого богатства. И в хранилище теснота невыносимая.
Концепция “Музейного городка” была мечтой основателя музея “изящных искусств” Ивана Цветаева. И только недавно Ирина Антонова добилась присоединения к музею нескольких близлежащих зданий. Так появились Отдел личных коллекций, Галерея искусства XIX—XX веков, детский центр “Мусейон”. Еще в 2005 году он представлял собой полуразрушенный деревянный дом. В таком же плачевном состоянии досталось музею здание Дворянского собрания (бывший музей Маркса и Энгельса). Здесь откроется Галерея старых мастеров. Вокруг Института философии вот уже месяц раздувают скандал. Здание еще в 2008 году перешло на баланс музея (для института выделили здание Академии наук), и сейчас, накануне реконструкции, местные “философы” через прессу обвинили Антонову буквально в рейдерском захвате территории и покушении на философскую мысль в целом.
— Кому нужен этот скандал?
— Ну что я могу сказать? Не хотят они уезжать из центра. Возможны и другие причины, о которых мне неизвестно.
Все неприятности должен загладить масштабный архитектурный проект Нормана Фостера. Здесь, как и в случае с реконструкцией Трафальгарской площади и Сокровищницы Ее Величества в Лондоне, Фостер повел себя крайне деликатно. Внешне все останется как есть. Весь музейный комплекс объединится под землей. Просторный подземный уровень вместит в себя гардероб и служебные помещения, кафе, лектории и колоссальные хранилища, которые станут частично доступны для зрителя.
“Железная леди” Пушкинского музея опередила своих коллег и озвучила планы на 2010 год. Ударной станет выставка Пикассо — в Москву привезут весь его парижский музей. Кинофотоархив и многочисленные шедевры, которых у нас еще не видели, остановятся на три месяца в залах ГМИИ, пережидая ремонт родного Музея Пикассо в Париже. За незнакомым Пикассо последует выставка “Неизвестный Левитан”.
30 ноября откроется последняя крупная выставка этого года — “Лики истории — реакция искусства на исторические события XIX века”. В масштабном проекте участвуют 17 музеев, в том числе Лувр и Тейт-Модерн, Эрмитаж и Русский музей.
Максималист Антонова собирается праздновать столетие музея три года подряд, чтобы успеть показать все самое интересное: в ближайших планах римские фрески, традиционное африканское искусство и плакаты США. Кульминацией станет 2012 год: музей отметит его нетрадиционно — фейерверком выставок.
— В юбилейный год откроется “Воображаемый музей”. Каждый зал музея дополнится недостающими шедеврами. Недостающие шедевры будут из крупнейших музеев мира. Еще одна выставка будет посвящена крупнейшим направлениям XX века.