Герзмава зовет на бис Верди

Александр Сладковский: «Прикоснуться к «Реквиему» — счастье для дирижера!»

Уже 6 февраля в Москве открывается очень симпатичный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает...» - кстати, 13-й по счету. Программа (сочетающая в себе как классические, так и джазовые нотки), как всегда, высший класс. Здесь и серьезная «вердиевская начинка» из Messa da Requiem великого итальянца, оперные арии Франческо Чилеа, Джакомо Пуччини, а также невероятные джазовые импровизации «из рук» пианиста Сергея Макеева и его джаз-квинтета «Эдельвейс». О подробностях нам рассказывает «особый гость» фестиваля — дирижер Александр Сладковский и его невероятный Госоркестр Республики Татарстан.

Александр Сладковский: «Прикоснуться к «Реквиему» — счастье для дирижера!»
Фото: Павел Ваан, Леонид Семенюк с фициального сайта Хиблы Герзмава

Госоркестр РТ в особом представлении не нуждается. С появлением в Казани Сладковского первый оркестр региона сразу взял невероятно высокую для «немосковских оркестров» планку: Сладковский (благодаря поддержке Минниханова) и зарплаты своим ребятам ощутимо поднял, после чего им уже не нужно было бомбить по ночам и лабать на свадьбах/похоронах; постепенно заменил инструментарий, покупая в Кремоне классные современные скрипки; «замахнулся» на интересный репертуар, основав в момент аж четыре фестиваля, разбросанные по сезону (и Рахманиновский, и Губайдуллинский...), короче говоря, Сладковский дал оркестрантам ощущение пространства и масштаба, и ребята стали расти не по дням, а по часам. Сегодня это — вполне себе устоявшаяся оркестровая элита России, Госоркестр РТ — постоянный гость на всех ведущих форумах.

Но — вернемся к удивительному детищу несравненной Хиблы Герзмавы. Концерт 6-го февраля «Опера. Джаз. Блюз» пройдет в ее родном театре Станиславского и Немировича-Данченко, а два последующих — 18 марта и 29 апреля — в Большом зале московской консерватории. Сладковский дирижирует «Реквиемом» Верди как раз 18-го марта, но совсем скоро, 8 февраля он приедет в Москву, чтобы встать за пульт не своего Госоркестра РТ, а ГАСО столичного — имени Евгения Федоровича Светланова...

— Александр Витальевич, если не ошибаюсь, вы дирижируете, ни много, ни мало, Девятой симфонией Малера?

— Да, причем, приглашение поступило дня четыре назад. Что такое Девятая Малера? Это одна из самых совершенных партитур на свете. Для дирижера взять ее в руки — это эпохальное событие... Тем более, предвкушая встречу со столь замечательным оркестром.

— По-моему, вы играли уже малеровские симфонии со своим Госоркестром РТ, но не знаю, играли ли Девятую?

— Нет, конечно. Татарскому оркестру до Девятой еще надо подрасти. Мы играли Первую, Четвертую и Пятую. Они уже в репертуаре. Но, естественно, будет Шестая, Седьмая и Девятая в следующем сезоне. Просто не знаю еще, в какой последовательности мы их «пройдем».

— Хотелось бы несколько слов от вас о грандиозном малеровском полотне, по сути, последнем (ведь Десятая симфония не окончена).

— Ох. Каких-то примитивных образов давать не хочется. А с точки зрения ощущения... Человек, уходя, прощается с миром. Дописывает последние ноты... У меня всё это ассоциируется с Восьмой симфонией Шостаковича, которой дирижировал Ростропович, — мне повезло, я был на его (Ростроповича) последнем концерте — тоже с Госоркестром в БЗК. И до сих пор стоит перед глазами Мстислав Леопольдович, и в его образе переплетается огромное количество человеческих судеб, когда итог всегда один — уход в другой мир... Тут задача для меня одна: удержать себя в руках.

— Что вы имеете в виду?

— Не ускорить темпа, дослушать до конца каждую фразу; и, честно говоря, просто не разрыдаться. Ведь музыка эта звучит в тебе постоянно, ощущение вечного кома в горле, будто уже сердце рвется... музыка чудовищной силы. И так жаль, что она редко исполняется. Хотя нет, это даже к лучшему. Не надо ее всуе трогать...

— Что до фестиваля Хиблы Герзмавы, вы с нею сотрудничаете не в первый раз...

— Хибла — мало того, что народная артистка, она — яркая, популярная и любимая оперная дива нашего времени. И в том, что она столько лет выступает лидером авторского фестиваля — нет ничего удивительного. Сотрудничаем с нею давно: и в Казане выступали вместе, и в гостях у Дениса Мацуева. Пару лет назад обсуждали участие Госоркестра РТ в абхазской части ее фестиваля. Но, волею судеб, нашу задумку мы осуществим в московской программе... это огромная радость (Хибла — человек деловой, слово всегда держит). Она относится к числу певиц, которые не только красиво поют (а голос роскошный, божественный!) и очень красиво выглядят, но и обладают невероятно глубоким умом, потрясающей душой. К тому же исполним с нею не что-нибудь, а ярчайший шедевр XIX века — «Реквием» Верди.

— И последний вопрос: даже столичные критики были все эти годы без ума от ваших фирменных фестивалей, — в сезоне 2014-15 гг. они останутся?

— И они останутся, и еще два фестиваля добавились. Во-первых, это «Творческое открытие» (совместный проект с Московской филармонией): приезжают к нам самые яркие молодые звезды — Почекин, Борисоглебский, Рамм... Ну а шестой по счету фестиваль (премьера которого у нас недавно состоялась, но он станет ежегодным) называется «Денис Мацуев у друзей»: мы много с Денисом совместно играем, расширяя наши репертуарные границы (программы-то шикарные!). Причем в последний раз нас снимал французский канал Medici.tv, так что мы (Госоркестр РТ) постепенно выходим на международный уровень. Развиваемся. И это еще не предел!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру