«Мы так ждем, когда Синявская снова споет со сцены!»

Свой юбилей Тамара Ильинична отметит в теплом кругу друзей

...Как ни пришпоривать пафос, имя Синявской — это эпоха великих свершений в культуре, к которым она напрямую была причастна. И как солистка Большого театра, и как депутат Верховного Совета, и... как жена. Наверное, только в Союзе существовал столь мощный феномен великих семей, как Вишневская—Ростропович, Плисецкая—Щедрин, Синявская—Магомаев. И так ценно, когда друзья Тамары Ильиничны помимо официальных-энциклопедических отмечают высокие чисто человеческие качества певицы, голос которой хочется слышать снова и снова.

В субботу друзья обязательно придут к Синявской с теплыми словами, часть из них мы передаем через нашу газету устами друга семьи Святослава Бэлзы.

Свой юбилей Тамара Ильинична отметит в теплом кругу друзей

тестовый баннер под заглавное изображение

— У нее удивительный от природы голос...

— Ну если сказать грубо — у нее меццо-сопрано с уходом в контральто. Такие уникальные голоса, как у Тамары Ильиничны, нельзя так просто классифицировать, знаете, словами Набокова: как бабочку на булавочку и в определенную клеточку. Голос невероятного тембра и обаяния. И помню, как в статье, предваряющей выход диска, я назвал Синявскую бесхитростно — «оперная царица Тамара»: она и правда царица. Ведь помимо голоса у нее золотой характер. Что позволяет ей занимать совершенно особое положение: известно же, что примадонны между собой не дружат, а она поддерживает очень теплые отношения со всеми — Еленой Образцовой, Маквалой Касрашвили. Дружила с Ириной Архиповой. И это в природе ее характера...

— То есть никакого апломба?

— Ей как будто бы неведома зависть, она всегда готова порадоваться таланту других, равных себе или молодых... Вот потому-то сейчас ей так хорошо удается педагогическая деятельность: ведь она прошла не только отечественную школу, но и школу «Ла Скала», как и Магомаев. Остается лишь об одном пожалеть: Тамара Ильинична, находясь сейчас в великолепной физической и музыкальной форме, увы, пока избегает публичных выступлений. Нет, она может вдруг запеть на кураже, демонстрируя класс либо своим питомцам в институте, либо друзьям... Но я лелею надежду, что все-таки мы еще услышим Тамару Ильиничну и с концертной эстрады.

— Ее союз с Муслимом Магомаевым — редкий пример сосуществования двух ярко одаренных личностей еще и одной профессии...

— Я могу гордиться тем, что бывал допущен в их дом, — видел поразительную атмосферу! И то, что у них была долгая совместная жизнь, еще раз говорит об уникальном характере Синявской: потому что на сцене Большого театра она была народной артисткой СССР, а дома была женой, к тому же женой восточного человека, который ее очень преданно любил. Особенно их скрепляла в последние годы нежная любовь к маленькому лохматому существу по имени Чарлик — это пудель, к которому они относились как к ребенку. Или знаете, как поется, «и, может быть, еще нежней».

— А когда муж ушел...

— Для нее это было страшным ударом. И она до сих пор от этой потери не оправилась. Да и как можно примириться? Но, мне кажется, немножко все-таки оттаяло ее сердце, когда под окнами их квартиры в Леонтьевском переулке появился памятник Муслиму Магомаеву — он поднялся в бронзе на пьедестал... Там все время цветы: и зимой, и летом. Ну и еще, конечно, важно, что она воспитывает в ГИТИСе молодых певцов. Тоже отдушина. Хотя опыт-то передать можно, но нельзя передать свой талант и совершенно уникальный тембр. У певца, как Россини говорил, должно быть три достоинства: голос, голос и еще раз голос. Хотя более правильный перевод: тембр, тембр и еще раз тембр. Возьмите трех великих меццо-сопрано — Архипову, Образцову и Синявскую, — чтоб убедиться, насколько груба наша классификация.

— Они абсолютно разные.

— Так этой разностью они нам и дороги... Я видел Синявскую не только на сцене, но и в кругу друзей, в дачной обстановке — прекрасный человек. Невероятно радушна, гостеприимна, великолепно умеет готовить, если нужно. Но вместе с тем Тамара Ильинична, равно как и Муслим, очень требовательна в выборе друзей. Не терпит панибратства, амикошонства; есть грань, за которую переходить не следует — при всей демократичности и простоте в поведении. Невероятно умная, начитанная и образованная женщина. Знает, что она мастер, и отдает отчет, какую роль в истории музыкальной культуры сыграла чета Синявская—Магомаев.

— Поклонники запомнили ее потрясающий период работы с дирижером Евгением Светлановым...

— Да, Евгений Федорович ее очень любил, они жили в одном доме, хотя и в разных подъездах. Да ее невозможно не любить, искренне скажу: я не встречал людей, которые с ревностью или неприязнью относились бы к Тамаре Ильиничне. Она не давала повода. Хотя была и в зените славы, и депутатом Верховного Совета... При этом никогда в ней не было высокомерия. И она, кстати, удивительным образом достойно прошла через «террариум единомышленников», называемый Большим театром. Это, конечно, благодаря породе и воспитанию. Великая женщина!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру