Неожиданный «день дуэтов» поставил в какой-то степени в тупик и зрителей, и особенно жюри, которое, судя по сумбурным иной раз оценкам, не очень понимало, что им оценивать. «Запутать жюри и было моей задачей!» — похохатывал г-н Ревзин. А «фишка» была на первый взгляд вроде и простой, но ведь и простое колесо когда-то надо было изобрести. Конкурсанты выступали в дуэтах с прошлыми победителями и участниками «Новой Волны», и это было захватывающим аттракционом, который действительно и, кажется, впервые задвинул и затмил «звездную» часть фестиваля.
Наконец, сам конкурс и его участники по праву стали главными музыкальными ньюсмейкерами «Новой Волны» — то, к чему долгие годы стремились организаторы и чего ждали как публика, так и профессиональные наблюдатели. Плюсом к неожиданному аттракциону стал, безусловно, один из самых сильных за многие годы состав конкурсантов. Зал принимает их подчас с гораздо большим энтузиазмом и восторгом, чем звездных гостей, будь то московская группа Fruktы, вьетнамец Вин Хуат, грузинская певица Саломе Катамадзе, индонезийка Элва Патти, не говоря уже о всеобщем любимце нынешнего ивента кубинце Роберто Кел Торресе, бурный прием которого сопоставим, пожалуй, только с «истерикой», бушевавшей в зале во время выступления Хулио Иглесиаса.
«Запутанное» коварным г-ном Ревзиным жюри не понимало, что им оценивать — дуэт «в комплекте», постановку номера либо то, насколько убедительно в дуэтах с прошлыми участниками и победителями «Новой Волны» (уже давно свои оценки получившими) выглядели сегодняшние конкурсанты? Действительно, было интересно — Ивану Дорну поставили высшие 11 баллов, или все-таки так хороша оказалась в номере «Стыцамен» нынешняя конкурсантка Ольга Диброва? Кому стоя аплодировал Тото Кутуньо — блистательному Сэнди Сандора, обладателю гран-при «Новой Волны-2010», поющему уже в категориях космического совершенства, или его партнерше — конкурсантке из Индонезии? И что творилось в голове у того же г-на Кутуньо, когда он ставил «плохие» 8 баллов шумной компании из московской группы Fruktы и казанскому трио JukeBox, блистательно и задорно перепевшему в конкурсе мегахит «Любочка» от «Маши и Медведей»? Какую, наконец, соринку Леонид Агутин нашел в глазу всеобщего любимца Роберто, в очередной раз порвавшего зал на кубинский флаг в дуэте с бразильянкой Габриэлой и чувственным кавером «Besa Me Mucho», что единственным из всех членов жюри он оценил это выступление не на 11, а на 10 баллов?
Дуэты — вещь сложная, особенно для молодых конурсантов, за плечами у которых небогатый опыт артистической карьеры. Была опасность, что матерые партнеры «задавят» желторотый молодняк. Но вот «олимпийская чемпионка» «Новой Волны-2003» Анастасия Стоцкая запускает петуха мимо нот в «скорпионовской» песне «Wind Of Change», а ее партнерша, немецкая конкурсантка Линда Теодосию, даже глазом не моргнула, выводя мощную хард-роковую руладу. К счастью для Линды, жюри не осудило ее за Настин промах. Впрочем, и Настю не надо строго судить — она работала пожарным в этот день, спасая ситуацию и прикрывая безответственного «корефана» Тимура Родригеса, который должен был выступать в этом номере, но не явился на репетицию. В результате парня дисквалифицировали до окончания «Новой Волны», сняв со всех концертов. Порядок есть порядок.
Убедительно и пронзительно (как и надо для баллады Лепса «Ну и что?») спели свою партию поп-звезда и тоже выпускница «Новой Волны» и «Фабрики звезд» Игоря Крутого Ирина Дубцова и Арсений Бородин. Их дуэт выглядел добротно и органично, но Арсений хоть и конкурсант, но не желторотый новичок — и «Фабрика звезд» за плечами, и многолетняя карьера в популярной группе «Челси». Мой сосед по ряду, наблюдая за номером, обронил: «Вот жду все время от Дубцовой какой-то романтики, лирики, а она всегда в садо-мазо…»
— Я же в душе рокерша, несмотря на то что я дочка джазового музыканта, — объяснила сей казус сама Ирина после концерта, когда я решил разузнать у нее о том, как изнутри выглядел необычный дуэтный эксперимент в конкурсной программе. — Казалось бы, мне должна быть близка соул-музыка, ритм-энд-блюз, что-то такое лайтовое, но я рокерша, и откуда у меня это, я не знаю. Меня все время тянет в эту историю. Мы даже с моим бэндом переделали мою первую песню «Я к нему поднимусь в небо» в варианте Linkin Park — просто мочилово конкретное! И мне в этом очень комфортно!
— Круто, Ира! Мочилово было и сегодня на конкурсе, не правда ли! Бывшие конкурсанты в дуэте с нынешними. Идея классная, находка интересная. Какие ощущения от того, что снова вышла на конкурсную сцену?
— Понятно, что я уже была не в роли конкурсанта. Поэтому был важен другой момент — не подвести. Я-то выхожу уже в качестве звезды, хотя очень не люблю это слово, а рядом — конкурсант, на которого и падают все шишки. Волновалась, честно говоря, сильно. Меня удивило, что Арсений был совершенно спокоен. За сценой он меня обмахивал, давал воды и делал все возможное, чтобы я в обморок не завалилась. Я его спрашиваю: «Ты вообще, что ли, не волнуешься?» «А чего, — говорит, — волноваться, мы туда (на сцену) все равно выйдем». Вот так. Фактически я чувствовала себя больше в роли конкурсантки, чем он. Это правильная у него позиция. Я вот, несмотря на свое, как ты сказал, «садо-мазо», трусиха страшная. По сей день! Хотя, казалось бы, какой опыт за плечами!
— Ну, Арсений, к счастью, тоже не юнец. Как тебе показалось, что больше оценивало жюри в этой несколько странной для конкурса комбинации? Какова твоя (и у других дуэтов) «доля акций» в общей оценке?
— Честно говоря, я вообще забыла, что будут какие-то оценки. Я вышла не за баллами, а выступать. Поэтому очень удивилась, когда объявили, что сейчас будут какие-то оценки. Ну забыла! Мне показалось, что в итоге они были вполне корректными для Арсения. Он молодец и все-таки уже опытный артист. Я вообще очень рада, что в этом году всю «Новую Волну» сделали вживую, а не только конкурсную часть. Поскольку всем всё сразу стало понятно.
— Типа кто чего стоит?
— Ну, я не хотела бы рубить так категорично. Тут, понимаешь, есть нюанс. Есть артисты, которые, может, и не могут так, как некоторые из конкурсантов, выдавать какие-то сумасшедшие мелизмы, но у них есть внутреннее наполнение, которое отличает именно артиста просто от вокалиста. Что-то еще должно быть изнутри, а не только голые ноты. И то, что конкурсанты теперь видят и звезд живьем, для них это тоже большой урок помимо тех колоссальных знаний, тренировок и опыта, которые они получают на «Новой Волне» за эти несколько недель во время репетиций и уроков Александра Ревзина. Ведь он не просто режиссер, а мегапедагог с уникальными лекциями, мастер-классами. Это колоссальный опыт (для конкурсантов), тот багаж, с которым эти ребята потом пойдут в жизнь, и от них зависит, насколько правильно они этим распорядятся. Главное, что есть чем распорядиться. Я, кстати, понимаю членов жюри с их оценками, когда не обязательно тот, кто спел технически немного хуже, получает более высокую оценку. Чем громче, это еще не значит, что лучше.
— Много разговоров и дискуссий вокруг «Новой Волны». Лично для тебя это был полезный опыт, он действительно сыграл роль в твоей карьере?
— Признание и призовые места очень важны. Это и ступенька, и толчок. Но мимолетная слава может быть и дурная — пришла, ушла, даже не заметишь как. Очень многие, надевая эту корону, держа многочисленные дипломы с конкурсов, почему-то вдруг сразу начинают ощущать себя звездами и перестают работать. А если взять наш первый эшелон, над которым часто и подтрунивают, то у них в первую очередь надо поучиться и задать себе вопрос: «А почему они на плаву столько лет?» А потому, что они работают не покладая рук. Это главный урок «Новой Волны» для тех из конкурсантов, кто действительно серьезно относится к своей карьере.
* * *
В субботу на «Новой Волне» заключительный конкурсный день. В воскресенье — объявление итогов, раздача призов и вручение вожделенного гран-при. В пятерке лидеров перед началом третьего тура — Роберто Кел Торрес с Кубы, Саломе Катамадзе из Грузии, Мери Мджоян из Армении, московская группа Fruktы и вьетнамец Вин Хуат.