Евроделегаты, шествуя на прием, в большинстве своем охотно комментировали розовую пикантность. Дину Гарипову, нашу посланницу на евроконкурс, иностранные журналисты в этот раз не допекали «коварными» вопросами — видимо, потому, что она уже высказалась в дружелюбном и толерантном ключе на эту тему во время своего европейского промотура по 8 странам накануне конкурса, благоразумно и дальновидно дистанцировавшись от гомофобной истерии. Для Дины на «Евровидении» это создает, конечно, не самый благоприятный фон. Наши же журналисты тем более не очень замечали розовую действительность Евросонга на ивенте, лишь телекорреспонденты и операторы мучились легкой озадаченностью — как снимать и акцентировать ли на этом внимание в выпусках своих федеральных теленовостей.
■ ■ ■
Впрочем, и других акцентов на обновленном «Евровидении», у которого не так давно сменилось руководство, более чем достаточно. Повсеместные кризисные коллапсы и финансовые страхи привели и «Евровидение» к режиму жесткой экономии. В последние годы страны, принимавшие у себя конкурс, старались превзойти друг друга по роскоши и блеску, что, по словам нынешнего телепродюсера шоу Кристера Бьёркмана, «свелось к чисто техническим вопросам, количеству камер, размерам экранов и прочее». Особенно отличились Москва в 2009-м, Дюссельдорф в 2011-м и Баку в прошлом году. В этих городах было потрачено от 45 до 65 млн долларов, не считая «сопутствующих» расходов, вроде спешно выстроенной к конкурсу в прошлом году многосотмиллионной арены на берегу Каспия. Теперь иные страны «просто с ужасом», как выразился г-н Бьёркман, ждут победы на конкурсе своих исполнителей, опасаясь, что в случае выигрыша вылетят в трубу, принимая и организовывая у себя столь затратное веселье. Именно по этой причине на «Евросонг» не приехали Турция, Босния и Герцеговина, Португалия, Чехия, Словакия, Польша. А журналисты на пресс-конференции певицы Валентины Монетты из лиллипутной страны Сан-Маринo, которая считается в этом году одной из вероятных стран-победительниц, иронизировали в русле новых трендов: «А у вас есть, в случае чего, где проводить «Евровидение», кроме квартиры синьоры Валентины?».
Чтобы не распугать окончательно всех «не самых богатых и испытывающих финансовые сложности», руководство «Евровидения» ввело режим «бюджетной рационализации». Расходы не должны превысить 20 с небольшим млн долларов, мероприятие станет «более камерным, а в центре внимания окажутся не спецэффекты, а музыка». При этом планируется еще и заработать — порядка 20 млн. Помимо сокращенного количества репетиций, открывшегося на 5 дней позже, чем прежде, пресс-центра без привычных рабочих компьютеров и прочих «ужиманий» теперь и на самой сцене будет меньше спецэффектов и технических фишек. Организаторы пустили даже в дело «секонд-хэнд», пристроив завалявшиеся на каких-то шведских складах элементы декораций прошлых шоу The Rolling Stones, Backstreet Boys и даже покойного уже Майкла Джексона, чем, кстати, очень гордятся. А вместо привычных уже, во всю ширь и высь, богатых светодиодных стен обошлись 350 кв. метрами отражающей поверхности с мощными проекторами. Впрочем, на репетициях все выглядело вполне живенько, колоритненько и в целом не хуже, чем у барствовавших и роскошествующих предшественников.
■ ■ ■
Режиссер номера What If нашей участницы Дины Гариповой Mikeadelika (Микаэль Густафссон), известный в Швеции режиссер и клипмейкер, отвечая на вызовы времени в разговоре с «МК», сказал, что его «главным страхом» как раз и является то, как с помощью «минимальных выразительных средств подчеркнуть душу и великолепный голос Дины, глубинное содержание и благородный посыл ее песни и заставить при этом телезрителей не отрывать глаз от певицы во время ее номера». Эти страхи у Мики росли по мере того, как он работал над постановкой и успел за это время обменяться «несколькими сотнями писем» с организаторами конкурса.
— У меня рождались какие-то идеи, я их отправлял продюсерам шоу, а они отвечали, что по техническим причинам невозможно то одно, то другое, — делился трудностями подготовки режиссер. — В итоге мы пришли к общим решениям, но это было непростым путем. В целом я доволен, как складывается номер. Силу надежды, о которой так блестяще поет Дина, символизируют светящиеся и мерцающие шары. Надежда может погаснуть, но она обязательно вспыхнет вновь…
Режиссер намерен «искупать Дину в океане света», но минималистичность выразительного ряда нынешней постановки он объясняет не только экономией, но и креативом, вспоминая, как выступала и чем взяла публику в прошлом году та же Лорин.
— Дина — певица нового поколения, я бы их назвал «музыкальными космополитами». Ее главная сила — голос, что она и доказала, победив в вашей версии шоу талантов The Voice («Голос»). Этот тренд неожиданно оказался крайне акутальным на нынешнем «Евровидении», куда помимо России съехались еще несколько победителей этого же шоу из других стран, — объяснял Мики. — Нашей задачей было отличаться от устоявшихся традиций, когда страны соревновались в изощренности постановок, забывая часто о личности артиста. Надо было уйти от банальностей…
При сознательном отказе от «трюков и балетов» «уход от банальностей» будет также подчеркивать вокальная поддержка из пяти и тоже шведских бэк-вокалистов, двое из которых — Габриэль Аларес и Йоаким Бьёрнберг — к тому же и соавторы песни What If, а Софи Лили — опытнейший и известный в Швеции педагог по вокалу, наставница другого громкого телепроекта Pop Idol, урокам которой обязаны многие шведские звезды, включая Лорин, прошлогоднюю победительницу «Евровидения».
— С Лорин мы занимались еще с 2004 года, — рассказывала Софи, — и когда встретились снова незадолго до прошлого «Евровидения», она с благодарностью вспоминала, как научилась после наших уроков петь сердцем и быть смелой. Быть смелой — это тоже творческое, а не только личностное качество. Этому я сейчас обучаю и Дину, замечательный и уникальный голос которой обязательно должен быть подчеркнут самобытной харизмой. Дина очень скромный человек, но у Дины-певицы скромность может и должна быть выразительной и яркой...
Все эти «уроки шведского» у Дины Гариповой стали возможны, как уже знают читатели «МК», благодаря соавтору песни What If, композитору, продюсеру и музыканту легендарной рок-группы «Автограф» Леониду Гуткину. «Все шведское» досталось нам от него, потому как 20 лет он работает над своими музыкальными проектами в сотрудничестве со шведами. «Все вышло логично и непреднамеренно», — до сих пор удивляется г-н Гуткин, однако эта «непреднамеренность» сослужила добрую службу нашему нынешнему европоходу. Созвездие известных шведских персоналий в российской команде вызвало логичный интерес у здешних журналистов и масс-медиа, которые единодушно и, кажется, искренне убеждены в том, что Дина входит в список очевидных фаворитов конкурса, а «эффект восторга» усиливается не только замечательной песней, прекрасным вокалом, но и внешним сходством со шведской кронпринцессой Викторией, которое подметили местные журналисты и обсуждают теперь на все лады.
■ ■ ■
Предсказания и прогнозы, впрочем, в Мальмё сейчас самые разные. Букмекеры делают однозначную ставку на победу датчанки Эмели де Форест и включают Россию в пятерку лидеров. Официальные фэн-клубы OGAE «верят» в Россию несколько меньше и гадают между Данией и Сан-Марино. А вот эксперты в Данию вовсе не верят, считая певицу Эмели «слабоватенькой», зато настойчиво советуют обратить внимание на итальянца Марко Менгони и грузинский дуэт Ноди и Софи с песней Waterfall, заказанной, чтобы не мудрствовать лукаво, у автора прошлогодней шведской песни-победительницы Euphoria Томаса Густафссона. Ставки изменяются и растут.
Островком спокойствия и невозмутимости в этом клокочущем море «Евросонга» остается, как ни удивительно, наша Дина Гарипова, сопровождаемая везде своей немногословной и обаятельной мамой Альфией. Дина даже призналась, что ожидала от пребывания в Мальмё «большей суматохи и неровозности». Разумеется, она волнуется, но, к счастью, это волнение имеет для нее «рабочий и творческий характер». «Страхи не оправдались!» — смеется Дина, хотя это и не означает, что она беспечна.
Накануне официального открытия конкурса в оперном театре Дина побывала подряд на скандинавской и белорусской вечеринках, поддержав своих коллег-соперников и выслушала в ответ, уже по традиции, массу теплых слов и пожеланий. Со шведом Робином они даже, кажется, стали уже больше друзьями, чем соперниками. А дизайнерские сережки, одна в виде флага России, другая — Швеции, подаренные в дорогу и на счастье подружками Дины по телеконкурсу «Голос» Sugarmamas, оказались в восторженном центре внимания на скандинавской вечеринке даже у формальной фаворитки всех опросов Эмели де Форест, которая с нескрываемой, но доброй завистью восклицала: «Уау! Какая прелесть!».
Уже во вторник на «Мальмё Арена» пройдет первый полуфинал «Евровидения-2013», в котором Дине Гариповой предстоит «боевое крещение» и будут определены первые десять участников гранд-финала 18 мая. В ответ на пожелания удачи Дина поблагодарила всех читателей «МК», как и всю страну, за поддержку, которую она чувствует и которую обещает «достойно оправдать».
Мальмё.