Ника Кейва трудно назвать богемным лентяем. В свои 55 лет австралийский поэт, музыкант, писатель и очень творческая личность чем-то напоминает добропорядочного клерка со строгим графиком работы и завидной производственной дисциплиной. В ходе нулевых — времени, неоднократно названным периодом массового творческого простоя, — Кейв выпустил свой второй роман «Смерть Банни Монро», написал сценарий для кровожадного вестерна «Предложение» и для драмы о бутлегерах «Самый пьяный округ в мире», записывал программы на радио, играл маленькие роли в кино и даже озвучил персонажа в мультфильме. И все это не считая шести альбомов, в которых Ника бросало то в жар, то в холод.
В XXI век Кейв вступил с альбомом No More Shall We Part — пластинкой, в оценке которой критики соревновались в выдумывании весьма патетичных характеристик: «трагический», «эпический», «пасторально-маргинальный», «в высшей степени религиозный» и далее в таком духе, причем все это отражало суть явления. Если уж с придирчивостью оценивать немаленькую дискографию Кейва, то этот альбом из тех, что не грех держать на полке как проявление большого музыкального таланта. После таких пластинок часто возникает вопрос: «И что же дальше?» А дальше началось веселье. По мере того как ветераны The Bad Seeds уходили в отставку, у худрука коллектива стал появляться азарт к записи музыки, которая самым смачным образом выбивала стул из-под жирного зада обывателя. Ник и его соратники придумали себе музыкальный факультатив под названием Grinderman и вспомнили, что такое настоящий рок-н-ролльный угар. Кейв отрастил усы, похожие на те, что носили герои семидесятнических порнофильмов, примерил нижнее белье с леопардовым принтом и предложил идеальный саундтрек к апокалипсису. Но удивительно было другое: даже в столь диком виде немолодой австралиец не производил впечатления резвящегося старпера и совсем не давал поводов для разговоров о карикатуре на самого себя. Он по-прежнему был весьма убедителен как на сцене во время своих сногсшибательных концертов, так и в интервью, где выдавал шутки, балансирующие на грани сарказма и откровенного хамства, — прессу с годами ему полюбить так и не удалось.
Во время сочинения материала и записи Push the Sky Away Кейв отправил весь шум и гам Grinderman в отпуск, заявив: «Встретимся через десять лет, когда мы станем старше и уродливей» — и вспомнил времена, когда его песни тоже могли убить, но делали это чрезвычайно нежно. Но в отличие от No More Shall We Part или Boatman's Call, пластинок очень мелодичных и в первую очередь музыкальных, Push the Sky Away — скорее литературный опыт. Музыканты лишь слегка подыгрывают Кейву, который на протяжении девяти песен основной версии альбома ведет некое подобие дневника. Как говорит сам автор, он и правда записывал свои ежедневные впечатления, в итоге ставшие песнями. Впечатления у мистера Кейва, конечно, иногда специфические: здесь и навязчивые фантазии об американской поп-старлетке Майли Сайрус, и поклонение великому блюзмену Роберту Джонсону, и уже привычные для поэзии Кейва кровь, русалки, криминал. Но все это отлично подходит для мелодекламации, и здесь Кейв берет весьма опасную высоту.
С музыкой Push the Sky Away разобраться еще сложнее. Если это блюз, то лишенный скуки, столь характерной для этого жанра. Если госпел, то самый мрачный, если постпанк, то заоблачно артистичный. А еще Push the Sky Away — один из самых театральных альбомов Ника Кейва, что, конечно, накладывает некие ограничения на его использование. Закачать на iPod и слушать в метро? Ни в коем случае: наша подземка и без этих песен мрачноватое место. Оградить себя наушниками с Кейвом от офисной суеты? Если только не боитесь, что толку от вас на работе не будет. Правильнее всего использовать Push the Sky Away как дополнение к вашей персональной меланхолии. Не совсем правильно рекомендовать этот альбом девушкам. Разве что тем, которые ясно видят разницу между Кейвом до его альбома Tender Pray и после. А такие еще не перевелись даже в эпоху тэгов и ретвитов.
Оригинал видео на сайте youtube.com
Опубликовано пользователем NickCaveTV