Пушкинский музей перестроят к 2020-му году

Победителю конкурса архитекторов предстоит привести в порядок 11 старых зданий и возвести как минимум одно новое

15 июня станет известно, кому суждено принять груз, оказавшийся не по плечу одному из самых именитых архитекторов нашего времени, британцу Норману Фостеру. В закрытом конкурсе, старт которому ГМИИ им. Пушкина даст 10 апреля, будут принимать участие только отечественные зодчие. Победителю предстоит преобразить целый квартал - привести в порядок 11 старинных зданий и построить как минимум одно новое. О том, как Пушкинский скорректировал концепцию "музейного городка" и что ждет от главного архитектора масштабного проекта "МК" рассказала директор музея Марина Лошак.

Победителю конкурса архитекторов предстоит привести в порядок 11 старых зданий и возвести как минимум одно новое
Марина Лошак.

- Марина, 10 апреля вы официально объявите старт нового конкурса, который определит архитектора "музейного городка". Что изменилось в концепции арт-квартала, которым ему предстоит заняться?

- Глобально концепция не поменялась. Изменилась не стратегия развития, а тактика. А цель прежняя: сделать не просто реконструкцию, а создать музейный квартал, который станет частью городской среды. Главный постулат - территория должна быть максимально открытой, чтобы даже те объекты, которые не являются частью музея (храм Антипы и Центр Рерихов) естественно вписались в эту среду. У каждого корпуса будут свои функции и каждый будет наполнен своей жизнью. В то время как музей в девять закрывается, работают другие объекты:магазины, кафе, библиотека, кинозал -"музейный городок" должен функционировать круглосуточно. А летом мы расширим свою деятельность за счет трех временных павильонов: они будут становятся кинотеатрами, превращаться в зону общения или мастер-классов. Но и в каждом отдельном здании будет все, чтобы провести там целый день - возможность посмотреть выставку, пообедать, поиграть, научиться чему-то...

- Сейчас в вашем подчинении 11 зданий. Какие новые здания планируется построить?

- Главным местом застройки станет место в восточной части квартала. Там появится депозитарий с открытой формой хранение, то есть реставрационно-выставочное пространство. Его особенность в том, что там знакомиться с артефактами может и обычный зритель, и специалист. Для непрофессионала — это увлекательное и познавательное путешествие в закулисье музея. Для реставратора — самая современная площадка для работы. Место под застройку уже очищают. На этом месте возникнет выставочный зал размером 5 000 кв.м., депозитарий размером 9 000 кв.м. и реставрационный комплекс 3 000 кв.м.. К нему еще будет примыкать историческое здание, размером 1000 кв. м., где расположится учебный центр и выставочный центр, посвященный реставрации. Это будет научная зона. Мы хотим, чтобы она стала реставрационной базой для всей страны, где бы работали не только наши специалисты.

Сейчас здесь располагается Институт философии.

- А на месте старой бензоколонки — самом спорной точки « городка» - что планируете?

- Заправка, видимо, переедет. Сейчас она стоит в границах охранной зоны, невозможной для застройки. Поэтому сначала необходимо провести археологические раскопки и понять, где стоял временный дворец Екатерины II и сохранилось ли что-то после него в слоях почвы. Объявим конкурс на раскопки — думаю, их успеют провести за лето. Есть, впрочем, идея оставить заправку и преобразовать ее в оригинальное кафе. А стенка голицинского флигеля, которая осталась от усадьбы, по-моему, должна стать символом охраны истории... Это темы для архитектора, который победит в конкурсе.

- Значит о многофункциональном концертном зале, который мечтала на этом месте построить Ирина Антонова, придется забыть?

- Я за концертный зал, и мы в своем плане написали, что в случае, если охранный статус будет снят с этой территории, то там построят многофункциональный корпус с аудиторией на 500-600 мест. Но, по-моему, Декабрьские вечера должны по-прежнему проходить в Белом зале Главного здания. Пока будем обходиться теми залами, которые имеем. А у нас есть аудитории почти в каждом корпусе — где на сто человек, где на триста.

- А будут вписаны в «музейный городок» здания, которые не входят в ГМИИ — в первую очередь, центр Рерихов, с которым у вас непростые отношения?

- Да, существует спорный момент — при восстановлении исторического корпуса, строительство которого сейчас заморожено, они заехали на нашу территории. Но мы стремимся найти общий язык. Концепция «музейного городка» связана с тем, что мы делаем пространство открытым. Будут снесены все случайные заборы и останутся только исторические. То же с деревьями — уже есть понимание того, какие деревья являются памятниками природы и их нельзя трогать, а от каких можно избавиться. Мы ходим, чтобы все дороги были пешеходными. В концепции у нас есть планы подземной и наземной циркуляция транспорта. Центр Рерихов оказывается внутри этого открытого пространства и мне кажется, что это правильно - это привлечет новых посетителей в Центр.

- Границы Пушкинского музея последние десятилетия постоянно расширялись. Какие еще объекты на территории 32-го квартала (куда и входит ГМИИ) могут быть присоединены к музею?

- Нам бы справиться с тем, что имеем. Предстоит приспособить каждое здание под общую концепцию, в результате чего получим общую выставочную площадь размеров 100 000 кв.м. Конечно, если помечтать, нам бы хотелось превратить в музейное пространство Дом Щукина, который принадлежит Министерству обороны. Намного реальнее, по-моему, идея Нового Пушкинского музея, который мы включили в план развития: речь о здании, которое мы надеемся получить в другом районе - не центральном. Там можно будет организовать музей искусства ХХ и ХХI веков. Мы можем приспособить под музей существующий объект: им мог бы стать Мельниковский гараж или электростанция напротив «Зарядья». Это должна быть промышленная зона, которую можно переоборудовать и показать всю серьезность искусства ХХ и ХХI века.

Старая бензоколонка — самая спорная точка «музейного городка».

- Вернемся к конкурсу — кто может стать главным архитектором, по каким критериям его будут выбирать?

- До 10 апреля не могу рассказывать подробности. Ясно одно, среди участников — только отечественные архитекторы. И это связано не только с нашим печальным опытом: почти все иностранные архитекторы, занимавшиеся строительством государственных зданий в России, имели огромные проблемы. Важно, чтобы архитектор был хорошо знаком с российскими реалиями. Обязательно это будет мастер с прекрасной репутацией, который много строил в Москве.

- Сколько у него будет на это времени? Когда планируется полностью завершить «музейный городок»?

- К 2020-му году. Корпуса будут открываться и закрываться поэтапно. Уже сейчас сделана большая подготовительная работа с коллекторами для инженерных коммуникацией. На последнем этапе, когда будет построен депозитарий, закроем Главное здание. Предполагается, что в 2018-м году освободим его. До этого мы должны сделать Институт философии, галерею Старых мастеров, Дом Стулова и все остальное. В 2015-м году начнется активный этап стройки - все будет разрыто, начинается строительство депозитария. Сейчас для нас главное начать, поверить в стройку — и все получится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26498 от 9 апреля 2014

Заголовок в газете: Пушкинский музей ищет себе архитектора

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру