Манеж замер в ожидании принцессы

В Саратове откроется самый изящный цирковой фестиваль

...В скором времени Саратов станет цирковой столицей России (пусть и на несколько дней): в знаменитом Цирке им. братьев Никитиных пройдет изящный конкурс-фестиваль (пятый уже) «Принцесса цирка». Три девушки уедут отсюда с драгоценными коронами на голове. Наверное, это что-то сродни конкурсу красоты, за тем лишь маленьким исключением, что лучшие артистки страны... рискуют собственными жизнями, предъявляя себя почтеннейшей публике во всех цирковых жанрах.

В Саратове откроется самый изящный цирковой фестиваль
Гия Эрадзе.

Прекрасный дрессировщик Гия Эрадзе входит в жюри (наравне с директором Саратовского цирка Иваном Кузьминым, заместителем Халиловой Борисом Майхровским, директором Румянцевского училища циркового и эстрадного искусства Валентиной Савиной etc.). Г-ну Эрадзе мы и звоним, дабы узнать о подробностях столь масштабного фестиваля.

— А откуда вообще пошла идея как-то выделить наших прекрасных дам в отдельную цирковую касту, объявив их носителями голубых кровей?

— Ну, насколько я знаю, этот чудесный смотр придумал директор Иван Георгиевич Кузьмин, — говорит Гия, — так он и проводится каждые два года на его площадке под эгидой Росгосцирка (Фарзана Халилова — председатель жюри). Если вы помните, на прошлом форуме принимали участие мои девочки из шоу «Пять континентов», получив и «золото», и «серебро», и «бронзу»...

— Как внутри циркового сообщества относятся к этому фестивалю?

— Очень положительно, подобного в мире нет нигде. Даем возможность девушкам показать себя и выбираем лучшую из лучших...

— Есть какие-то для девушек жанровые ограничения, возрастные?

— Жанровых нет точно, а возраст регулирует сама наша цирковая реальность... Иногда принимали участие великолепные артистки и за тридцать. Причем допускаются не только сольные, но и групповые номера с парнями, хотя оценивается только работа девушки: во-первых, актерское мастерство, качество исполнения трюка, внешний вид и — если это касается сольного выхода — постановка номера.

— Вот я смотрю на список участников (жонглеры, гимнастки, дрессура, баланс): с каким жанрами сегодня — в смысле участия в них женщин — у нас есть проблемы?

— Так же, как и у мужчин: в клоунаде. Давно я не видел хороших клоунесс. Помните, была у нас Ириска, столь обожаемая ребятней, — артистка Ирина Асмус?

— Да, разумеется... она еще в АБВГДейке участвовала. Печальная история.

— Да, она разбилась в самом расцвете сил в гомельском цирке прямо на представлении. Вот она была клоуном высшей категории. И ушла как герой. Поднималась с зонтиком под купол на шейной петле... но аппарат вращения оказался технически неисправен, она полетела на манеж... А сейчас... что-то никого вспомнить не могу из современных.

— Тем более солирующих...

— Ну да. Каждая вторая работает либо на полотнах, либо с хулахупами... неинтересно уже на это смотреть, самый легкий жанр. Не очень актуально. Хочется что-то необычное, оригинальное. Или вот часто есть парные дрессировщики хищных животных (те же Карина и Артур Багдасаровы), а солистов... ни одну не могу назвать (кроме, может, Ольги Борисовой-младшей). А ведь раньше были и Назарова, и Бугримова, имеющие по 10–12 хищников.

— А что этому мешает?

— Не знаю. По-моему, должно быть желание.

— А жанр иллюзиона еще не выродился?

— Нет-нет. Не знаю, представлен ли он на фестивале в Саратове, но вообще-то пользуется большим успехом: у меня работает Маша Кукес, например. Да, мелкие фокусы уже не нужно показывать, их не видно, их все знают, — а вот крупные аттракционы, если они качественно выполнены, — почему нет?

— Кстати, почему саратовский форум не проводится каждый год?

— Так за год просто не появится столь много новых номеров и новых артисток, выходящих из цирковых училищ.

— Кстати, о номерах. Часто у людей есть такое мнение, будто артисты в начале карьеры один раз сообразили номер на троих и так с ним всю жизнь и катают... или современный артист стал более мобильным и видоизменяется каждый год?

— Вот я-то как раз всегда был против «соображения на троих», советский цирк тем и известен был, что в нем преобладали масштабные массовые номера — воздушный полет, иные крупные аттракционы. А вот эти все «чемоданные» штучки, к которым так привыкли за 90-е годы, — одна собачка, один медведь, и вертишь хулахупами, — это уже никому не интересно. Надо стараться делать большие, глобальные программы... Цирк вообще должен быть объемным. Много аппаратов, много реквизита, шикарные костюмы, множество зверей... полноценное эстрадное шоу. «Просто цирк» нынче не прокатит. Должна быть оригинальная постановка, новые образы, новые решения. Дай бог, чтобы у нас к этому все пришло.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру