Музей Москвы выйдет за пределы истории

Новый директор Алина Сапрыкина раскрыла «МК» планы «перезагрузки» выставочного объединения

Два с половиной месяца назад один из старейших музеев города — Музей Москвы — а также шесть его филиалов (все это крупные площадки) и городское экскурсионное бюро возглавила Алина Сапрыкина. Так что в новый выставочный сезон музейное объединение вступает с новой обширной программой, к тому же готовится к глобальному обновлению своих площадок. О «перезагрузке» Музея Москвы Алина САПРЫКИНА первому рассказала «МК».

Новый директор Алина Сапрыкина раскрыла «МК» планы «перезагрузки» выставочного объединения
Внутренний двор Музея Москвы, известного также как Провиантские склады.Фото предоставлено Музеем Москвы.

тестовый баннер под заглавное изображение

— Сейчас готовится концепция развития Музея Москвы. Каково ее содержание? Стоит ждать серьезных реформ?

— Если говорить о новых шагах — первым делом мы отменили парковку во дворе музея и открыли ворота со стороны Садового кольца, которые были всегда закрыты, так как основной вход на территорию был с Остоженки — и когда здесь были склады продовольствия императорской армии, и позже, когда здесь находились гаражи советского Генштаба. Сами Провиантские склады, где находится теперь Музей Москвы, построены в 1835 году и являются памятником архитектуры, образцом ампира. Три корпуса прекрасно сохранились внешне, но в процессе использования для военных нужд абсолютно перестроены и разрушены — вот с чем нам прежде всего придется иметь дело. Восстановить музей, поднять его престиж, развить Музей Москвы после того, как он немного потерялся на культурной карте города в лужковское время, — наша задача. Почему музей, с такой историей и богатейшими фондами (около 1 млн единиц хранения), не был в последнее время популярен? На то есть несколько причин. Современный музей должен быть современным. Музей Москвы призван выйти за пределы исторического профиля, должен стать комплексным, многофункциональным, в очередной раз отражая жизнь, изменения, происходящие в Москве. Он ведь и называется уже не Музеем истории Москвы — теперь это Музей Москвы: одновременно истории нашего великого города и Москвы сегодняшнего дня. Эта мысль и должна лечь в основу будущей глобальной концепции Музея Москвы. Но первый этап реформ — подготовительный, в который входит как исследование состояния зданий, для того чтобы потом эти данные стали базой будущего проекта приспособления Провиантских складов под нормальные музейные залы, так и параллельное развитие музейно-выставочной деятельности, то есть осмысление своей новой миссии, пересмотр собственных фондов, открытие при музее новых направлений, изучение аудитории и ее потребностей, изучение опыта подобных успешных музеев крупных городов мира, организация конкурса проектов.

— Вы уже 2,5 месяца возглавляете Музей Москвы. Какие проблемы вы обнаружили на новом месте работы?

— У нас сложная ситуация с крайне небольшими зарплатами сотрудников музея. Есть задача привлекать спонсоров, меценатов, дополнительные инвестиции, чтобы расширить и разнообразить программу музея. Есть непростая и масштабная территория с изношенными инженерными коммуникациями, кровлей, нуждающейся в ремонте, — понятно, что если это не исправить, то осенью-зимой можно ждать сюрпризов. Отдельная сложность в том, что в Музее Москвы нет кафе или буфета. Пункт общественного питания в музее открыть не так просто, надо пройти множество согласований и получить массу разрешений, — а к нам приходят посетители, в том числе с детьми. При том что у музея три выставочных корпуса и сейчас, например, работает 5 крупных выставок: «Мода в зеркале истории», грандиозный проект, собранный вместе с коллекционером и историком моды Александром Васильевым, выставка об истории банковского дела в России, исторические экспозиции «Древняя и средневековая Москва» и «Московская битва», а также выставка о Доме Нирнзее, первой московской высотке, построенной в 1913 году.

Здание музея. Фото начала ХХ века. Фото предоставлено Музеем Москвы.

— Ваше назначение на пост директора Музея Москвы стало неожиданным для культурной общественности, ведь раньше вы работали с площадками современного искусства. Стоит ли ожидать переориентирования музейного объединения на актуальное искусство?

— Современное искусство займет свою нишу в музее, исходя из общей концепции будущего Музея Москвы. Что касается моего десятилетнего опыта работы в первом и самом большом творческом кластере Москвы, Artplay, а также участия в запуске Центра современной культуры «Гараж», — безусловно, в тех областях работы музея, которые потребуют этого, я буду использовать приобретенный мною опыт. Кроме решения чисто музейных задач нужен новый язык коммуникации, нужен дизайн информации, в том числе в подаче выставок, нужны новые молодые кадры, которые могли бы дополнить академичный музейный состав. В июне у нас открылся Центр документального кино — первый в России. Хотелось бы открыть и другие новые направления при музее: оцифровать редкие книги, чтобы предоставить свободный доступ к старой библиотеке, организовывать лекции для детей и взрослых, проводить концерты для старшего поколения, показывать кино. Музей Москвы должен быть для всех, и прежде всего важно, чтобы он был открытым и комфортным пространством, где каждый мог бы найти что-то интересное для себя.

— Вы активно готовитесь ко Дню города. Заявлено 10 масштабных арт-объектов, большинство из которых разместятся во дворе музея.

— Для музея города День города, помимо того что это общегородское событие, является почти профессиональным праздником. Конечно, мы хотели бы сделать в этот день нечто особенное. 7 и 8 сентября будем проводить фестиваль — оба дня с 12 до 24 часов. Готовим специальную выставку о появлении традиции празднования Дня города в Москве, о том, как это было в разные годы. Покажем несколько урбанистических макетов — что могло бы появиться в Москве в ближайшее время. Будет театрализованное шоу, во дворе раскинется праздничный маркет, организуем концерт московских уличных музыкантов, в рамках программы будет представлено и молодое актуальное искусство тоже.

— К вашему хиту программы, посвященной Дню города, — выставке «Мифология Москвы» — художники готовились в летних арт-резиденциях. Что это за резиденции и как работали художники там? Каких сюрпризов ждать москвичам от этого проекта?

— Выставка «Мифология Москвы» — это результат деятельности художников, которые придумывают специальные арт-объекты для нашего музея. Произведения посвящены Москве — ее мифам и историям, легендам и событиям, людям. Мы открыли летнюю резиденцию — предоставили авторам рабочее пространство для создания объектов и сейчас очень ждем того момента, когда 10 масштабных скульптур появятся во дворе Провиантских складов. Среди них есть и ракета, и огромный металлический ксилофон, и памятник настоящему московскому художнику. Вообще молодые авторы не всегда понятны широким массам, но проходит время, и те, кто был молодым, становятся основными персонажами истории, а их творчество — музейной классикой. Все дело времени.

— Музей Москвы впервые примет участие в Московской биеннале современного искусства. В проекте задействованы не только молодые художники столицы, но и авторы из других городов, в том числе зарубежных. И все-таки проект посвящен Москве?

— Да, Музей Москвы впервые примет участие в Московской биеннале современного искусства. Во время биеннале в Москву приезжает масса деятелей культуры, туристы со всего мира, и мне кажется важным, чтобы наш музей города показал местный контекст, что-то свое, идентичное, проект, связанный с нашими современными художниками. У нас в музее будут две выставки, которые являются Специальными проектами биеннале, при том что Основной проект будет представлен в Манеже. Одна выставка — вышеописанная «Мифология Москвы», вторая — «Ничего подобного», которую мы организовываем вместе с Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина, а также при поддержке спонсоров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру