— Сейчас готовится концепция развития Музея Москвы. Каково ее содержание? Стоит ждать серьезных реформ?
— Если говорить о новых шагах — первым делом мы отменили парковку во дворе музея и открыли ворота со стороны Садового кольца, которые были всегда закрыты, так как основной вход на территорию был с Остоженки — и когда здесь были склады продовольствия императорской армии, и позже, когда здесь находились гаражи советского Генштаба. Сами Провиантские склады, где находится теперь Музей Москвы, построены в 1835 году и являются памятником архитектуры, образцом ампира. Три корпуса прекрасно сохранились внешне, но в процессе использования для военных нужд абсолютно перестроены и разрушены — вот с чем нам прежде всего придется иметь дело. Восстановить музей, поднять его престиж, развить Музей Москвы после того, как он немного потерялся на культурной карте города в лужковское время, — наша задача. Почему музей, с такой историей и богатейшими фондами (около 1 млн единиц хранения), не был в последнее время популярен? На то есть несколько причин. Современный музей должен быть современным. Музей Москвы призван выйти за пределы исторического профиля, должен стать комплексным, многофункциональным, в очередной раз отражая жизнь, изменения, происходящие в Москве. Он ведь и называется уже не Музеем истории Москвы — теперь это Музей Москвы: одновременно истории нашего великого города и Москвы сегодняшнего дня. Эта мысль и должна лечь в основу будущей глобальной концепции Музея Москвы. Но первый этап реформ — подготовительный, в который входит как исследование состояния зданий, для того чтобы потом эти данные стали базой будущего проекта приспособления Провиантских складов под нормальные музейные залы, так и параллельное развитие музейно-выставочной деятельности, то есть осмысление своей новой миссии, пересмотр собственных фондов, открытие при музее новых направлений, изучение аудитории и ее потребностей, изучение опыта подобных успешных музеев крупных городов мира, организация конкурса проектов.
— Вы уже 2,5 месяца возглавляете Музей Москвы. Какие проблемы вы обнаружили на новом месте работы?
— У нас сложная ситуация с крайне небольшими зарплатами сотрудников музея. Есть задача привлекать спонсоров, меценатов, дополнительные инвестиции, чтобы расширить и разнообразить программу музея. Есть непростая и масштабная территория с изношенными инженерными коммуникациями, кровлей, нуждающейся в ремонте, — понятно, что если это не исправить, то осенью-зимой можно ждать сюрпризов. Отдельная сложность в том, что в Музее Москвы нет кафе или буфета. Пункт общественного питания в музее открыть не так просто, надо пройти множество согласований и получить массу разрешений, — а к нам приходят посетители, в том числе с детьми. При том что у музея три выставочных корпуса и сейчас, например, работает 5 крупных выставок: «Мода в зеркале истории», грандиозный проект, собранный вместе с коллекционером и историком моды Александром Васильевым, выставка об истории банковского дела в России, исторические экспозиции «Древняя и средневековая Москва» и «Московская битва», а также выставка о Доме Нирнзее, первой московской высотке, построенной в 1913 году.
— Ваше назначение на пост директора Музея Москвы стало неожиданным для культурной общественности, ведь раньше вы работали с площадками современного искусства. Стоит ли ожидать переориентирования музейного объединения на актуальное искусство?
— Современное искусство займет свою нишу в музее, исходя из общей концепции будущего Музея Москвы. Что касается моего десятилетнего опыта работы в первом и самом большом творческом кластере Москвы, Artplay, а также участия в запуске Центра современной культуры «Гараж», — безусловно, в тех областях работы музея, которые потребуют этого, я буду использовать приобретенный мною опыт. Кроме решения чисто музейных задач нужен новый язык коммуникации, нужен дизайн информации, в том числе в подаче выставок, нужны новые молодые кадры, которые могли бы дополнить академичный музейный состав. В июне у нас открылся Центр документального кино — первый в России. Хотелось бы открыть и другие новые направления при музее: оцифровать редкие книги, чтобы предоставить свободный доступ к старой библиотеке, организовывать лекции для детей и взрослых, проводить концерты для старшего поколения, показывать кино. Музей Москвы должен быть для всех, и прежде всего важно, чтобы он был открытым и комфортным пространством, где каждый мог бы найти что-то интересное для себя.
— Вы активно готовитесь ко Дню города. Заявлено 10 масштабных арт-объектов, большинство из которых разместятся во дворе музея.
— Для музея города День города, помимо того что это общегородское событие, является почти профессиональным праздником. Конечно, мы хотели бы сделать в этот день нечто особенное. 7 и 8 сентября будем проводить фестиваль — оба дня с 12 до 24 часов. Готовим специальную выставку о появлении традиции празднования Дня города в Москве, о том, как это было в разные годы. Покажем несколько урбанистических макетов — что могло бы появиться в Москве в ближайшее время. Будет театрализованное шоу, во дворе раскинется праздничный маркет, организуем концерт московских уличных музыкантов, в рамках программы будет представлено и молодое актуальное искусство тоже.
— К вашему хиту программы, посвященной Дню города, — выставке «Мифология Москвы» — художники готовились в летних арт-резиденциях. Что это за резиденции и как работали художники там? Каких сюрпризов ждать москвичам от этого проекта?
— Выставка «Мифология Москвы» — это результат деятельности художников, которые придумывают специальные арт-объекты для нашего музея. Произведения посвящены Москве — ее мифам и историям, легендам и событиям, людям. Мы открыли летнюю резиденцию — предоставили авторам рабочее пространство для создания объектов и сейчас очень ждем того момента, когда 10 масштабных скульптур появятся во дворе Провиантских складов. Среди них есть и ракета, и огромный металлический ксилофон, и памятник настоящему московскому художнику. Вообще молодые авторы не всегда понятны широким массам, но проходит время, и те, кто был молодым, становятся основными персонажами истории, а их творчество — музейной классикой. Все дело времени.
— Музей Москвы впервые примет участие в Московской биеннале современного искусства. В проекте задействованы не только молодые художники столицы, но и авторы из других городов, в том числе зарубежных. И все-таки проект посвящен Москве?
— Да, Музей Москвы впервые примет участие в Московской биеннале современного искусства. Во время биеннале в Москву приезжает масса деятелей культуры, туристы со всего мира, и мне кажется важным, чтобы наш музей города показал местный контекст, что-то свое, идентичное, проект, связанный с нашими современными художниками. У нас в музее будут две выставки, которые являются Специальными проектами биеннале, при том что Основной проект будет представлен в Манеже. Одна выставка — вышеописанная «Мифология Москвы», вторая — «Ничего подобного», которую мы организовываем вместе с Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина, а также при поддержке спонсоров.