Это назначение — один из этапов воплощения в жизнь президентского указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г., в котором, кроме всего прочего, говорится об увеличении количества и качества выставочных проектов в регионах и за рубежом, а также о создании культурных центров в малых городах. По сути, РОСИЗО должен из полузабытой организации, ведущей вялую выставочную деятельность, стать очень серьезным инструментом власти в музейной политике.
— Основными направлениями работы реорганизованного РОСИЗО должны стать выставочная политика внутри страны, организация и проведение выставок, в том числе в создаваемых региональных культурных центрах, — пояснил Владимир Мединский. — Мы надеемся, что выставки будут современными и там, где это нужно, будут использованы мультимедиасредства. Народ в большинстве своем уже не готов ходить с пенсне и читать документы за стеклом. Многие хотят шоу, современной подачи материала. И вторая важная задача — внешние выставочные проекты, которые представляют нашу страну за рубежом.
Сразу напрашивается вопрос: а не приведет ли такая реформа централизации музейной деятельности к тем перегибам, которыми изобиловала политика Минкульта СССР? По идее, не должна, ведь Минкульт остановил свой выбор не на менеджере широкого профиля, а на специалисте с большим опытом. До музеев Кремля Трегулова работала в Пушкинском музее, и там, и там занималась большими международными проектами. И, кстати, с сотрудниками РОСИЗО давно знакома — в частности по работе с их архивами.
— Для меня эта должность, что называется, вызов, и я готова его принять. То, что я должна была сделать в Музеях Кремля, я сделала за те 11 лет, что я там работала. Там планы сверстаны до 2015 года. Наступил момент ввязаться в другую, более сложную историю, — сказала Трегулова «МК».
— Для вас это авантюра?
— Это серьезное предприятие. Музеи Кремля — это понятная структура. В РОСИЗО есть традиции, но сейчас они не являются структурой, которая бы что-то определяла в выставочной политике. И поднять эту работу на другой уровень — рискованная задача. Встают кадровые проблемы. Вы же понимаете, сколь штучные специалисты, которые умеют вести такую работу. Для тех задач, которые обрисовал Владимир Ростиславович, необходимы люди с большим опытом международной и кураторской работы. Нужно приглашать профессионалов со стороны — кураторов, дизайнеров, разработчиков мультимедийных программ. Но мне кажется, что очень важно взять в свои руки инициативу, которая за последние годы отошла западным партнерам. Нужно представлять собственный взгляд и формировать выставочный продукт — современный, яркий, неожиданный, который мог бы конкурировать с западными проектами. И создавать региональные проекты, которые бы не были показаны в ограниченных условиях региональных выставочных центров. Это должна быть централизованная выставочная политика. РОСИЗО может стать центром обмена опытом и организации международных стажировок сотрудников музеев, в том числе региональных.
— Какие проекты вы хотели бы реализовать на новом для вас месте?
— Я бы не взялась за это дело, если бы у меня не было плана в голове. Но знаете, есть такая поговорка: если хочешь, чтоб Бог над тобой посмеялся, скажи ему о своих планах. Я еще не вступила в должность.
— В РОСИЗО хранятся так называемые фонды Минкультуры. Какие конкретно это коллекции?
— Самая интересная часть фондов РОСИЗО — это то, что находилось в архиве Министерства культуры, который в свое время располагался в Загорске. Я еще застала те времена, когда в этой башне в Загорске хранились остатки архитектона Малевича, переданного позднее в Третьяковскую галерею и реконструированного Юрием Аввакумовым, а также рисунки Розанова и скатанные на гигантские валы полотна Герасимова и Налбандяна с изображением вождя народов. Те полотна, которые в 2003 году мы с Борисом Гройсом, когда готовили выставку «Фабрика мечты», впервые раскатали. Они были отреставрированы и показаны во Франкфурте в рамках этой выставки. Если вещи русского авангарда, как архитектон Малевича, переданы в госмузеи, то авангардные работы 30-х годов до сих пор хранятся в РОСИЗО. Центр сам прокатывает эту коллекцию, но, по-моему, наиболее эффективное использование этого материала — объединение его с собраниями других ведущих музеев. Речь идет о предоставлении на временные выставки. Еще в планах создание централизованной системы осуществления госзакупок произведений искусства для музеев, как столичных, так и региональных. Это очень важная задача, особенно если речь идет о современном искусстве. Оно вполне доступно по цене в отличие от «перегретого» классического искусства. Знаменитые русские меценаты всегда покупали современное искусство. И в советские времена осуществлялась системная закупка. Для региональных музеев это может стать серьезной возможностью расширения их коллекций.