«Кремлевский художник», или пустота, заполненная акварелью

Сергей Андрияка: «Для того чтобы человек творчески выпендривался, он должен без дураков уметь рисовать — хотя бы яблоко»

Сергей Андрияка — фигура в художественном мире значимая. Он ведущий мастер современной акварельной живописи. Это виды старой Москвы, панорамы старинных русских городов и монастырей, яркие натюрморты. В 2007 году репродукции его работ курсировали на метропоезде «Акварель», а сейчас его картины украшают правительственные кабинеты. Накануне 55-летнего юбилея «МК» встретился с художником в его мастерской.

Сергей Андрияка: «Для того чтобы человек творчески выпендривался, он должен без дураков уметь рисовать — хотя бы яблоко»
Сергей Андрияка

— Вы занимаетесь живописью с раннего детства: использовали акварель, масло, гуашь, пастель… Почему в результате остановились именно на акварели?

— Чем только я не занимался: и скульптурой, и миниатюрной эмалью, витражом, мозаикой, настенными росписями, театральную постановку ставил… Это как любовь — нельзя объяснить. Я учился в Суриковской школе, где первые три года преподают акварель, а следующие четыре года — масляная живопись. Потом был Суриковский институт — там только масляная живопись. А меня вот почему-то все тянуло к акварели… Это совершенно необъяснимая штука.

— То, что вы изображаете на своих картинах, — воссоздание того, что уловила ваша фотографическая память, или же это чаще что-то совершенно новое, образ, который уже нарисовало ваше сознание, а вы его переносите на бумагу?

— Наша память устроена особым образом. Вот вы сейчас зашли в мою мастерскую. Когда вы из нее выйдете, у вас останется образ — то, что вас поразило. Вы же не запомнили мелочи, которые здесь находятся. Глаз видит избирательно: то, что его интересует, поражает. Я, допустим, приезжаю на природу. Мне понравился мотив, я его сделал карандашом, подписал цвета. Но в памяти как образ остается то, что поразило. Вот именно это я и изображаю. Почему фотография здесь не годится — она все искажает. Говорят: «Ну, Андрияка — это фотография…» А я никогда не относился к ней. Более того, я ненавижу фотографию — ею не пользуюсь.

— Вы обучаете как детей, так и взрослых. Научить рисовать можно каждого? Какую роль играет «талант от рождения»?

— Научить рисовать можно даже ежика. Наша школа акварели основана в 1999 году. И она явно выпадает из детских художественных школ — стоит только посмотреть на уровень работ учащихся. Школа дает хорошую профессиональную базу, но мы не говорим, что все учащиеся будут профессионалами. Мы не говорим о таланте, способностях — мы просто можем научить. Но если без культуры человек будет иметь нанотехнологии, технику, то он будет все разрушать. Он не будет понимать, как созидать, потому что у него внутри пусто. Если не будет культуры, то будущего у нас тоже не будет.

— Сейчас часть ваших картин и работ ваших учеников украшает стены кабинетов и коридоров Кремля. Многие стали называть вас «кремлевским художником». Считаете ли вы себя таковым?

— «Новый кремлевский художник» — какая-то ерунда. Если президенту мои работы близки и он хочет, чтобы это было, то меня и приглашают. У него есть свои представления о комфорте, он это выбрал — я сделал. Поэтому не надо думать, что я куда-то лезу, хочу кому-то что-то навязать. Другое дело, что были вещи, написанные целевым образом для этих интерьеров. Потому что там есть определенные параметры, размеры. Я думаю, не все художники могли бы сегодня вписаться в эти рамки. Я не скрываю: когда такое предложение возникло, я готовился к выставке. Какие-то вещи были готовы, что-то было написано целевым образом. Мне хотелось показать кроме своих работ и то, чем я занимаюсь: немножко школу акварели, немного академии, которая только делает первые шаги.

Академия работает только первый год, обучается около 1000 человек, студенты завершили сессию, и сейчас они на практике. Хочется сделать хорошее профессиональное образование. А то сейчас куда ни глянешь — все дизайнеры. «Я окончил дизайнерские курсы, я окончил отделение дизайна…» А ты рисовать-то умеешь? Оказывается, почти никто не умеет рисовать. А какой же ты профессионал? Если после архитектурного института (!) приходят в нашу школу учиться рисовать (!), значит, люди понимают, что их ничему так и не научили. Это же катастрофа! Да, диплом у них есть. Но они дилетанты. Меня можно ругать, называть консерватором, но я прекрасно понимаю, что для того, чтобы человек творчески выпендривался (по-другому не назовешь), он должен без дураков уметь рисовать. Хотя бы яблоко.

— Не секрет, что большая часть работ в формате «современного искусства» работает по формуле «искусство ради денег». Как вы к нему относитесь?

— Арт-бизнес никакого отношения к искусству не имеет. Все превращено в схему «деньги — товар — деньги». Это целый механизм раскрутки вложений денег и поддержания этих цен на мировом арт-рынке. Мы должны это понимать. Многие сейчас выступают против традиции: все надо выбросить на помойку. Это то же самое, что выбросить на помойку мать, отца, дедушку, бабушку. Если мы с этим согласны, то тогда у нас вообще никакого будущего нет. Тупик. Традиция — величайший опыт. Всегда трудно ее продолжать. Конечно, деньги необходимы для физической жизни, но когда человек ставит перед собой задачу «деньги — все»... Что такое дьявол — пустота. Человек за этим гоняется, а там ничего. Изобразительное искусство — дар человеческий: увидеть красоту вокруг себя. А чтобы это видеть, нужно взять в руки карандаш, кисточку. Наполнение — вот красота.

— У вас юбилей — две пятерки. Как будете отмечать?

— На сегодняшний день то, чем я занимаюсь, — огромная река, поток, который все смывает на своем пути, даже камни обтачивает. И ты пытаешься против этого течения поставить маленькую запруду: не для себя, для других. И ты понимаешь, что эта маленькая плотинка просуществует не так долго — ее смоет. Но если этим не заниматься, то все пойдет прахом гораздо быстрее. Здесь речь идет не о высоких материях, проклятых деньгах, о которых говорят все, ты говоришь о том, что душа просит органики, красоты, подлинных ценностей. Ты хочешь сделать все в рамках добра. А как это получилось — не мне судить. Если касаться непосредственно возраста... Есть две вещи, которые меня в моих днях рождения всегда напрягали. Первое: ты кого-то обременяешь. Друзья знают, что у тебя день рождения, готовят подарки, начинают мучиться. А зачем? Второе: мне кажется, что наши дни рождения больше имеют отношение к нашим родителям — почему нас-то поздравляют? Я всегда поздравляю маму, я читаю, что для нее это самый главный праздник. Да, я родился, сижу за столом, даю вам интервью. Но это она меня родила, воспитала, не бросила. «Ну как же, две пятерки...» Да хоть две шестерки… Хочется от всего этого дела уйти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру