- Марина, давно ли вы узнали о своем назначении? Для вас такое предложение стало неожиданностью?
- О том, что мне предстоит, я узнала совсем недавно. Месяц назад Ирина Александровна позвонила мне и предложила встретиться. На встрече у нас произошел длинный разговор, суть которого сводилась к следующему: она почувствовала, что нужно сделать шаг, уйти, и предложила мне ее сменить. Попросила, не торопясь, как следует, все обдумать. Честно говоря, я была к этому не готова. Через неделю, посоветовавшись с близкими людьми, я согласилась. Буквально несколько дней назад мне позвонил министр культуры и сообщил, что они все это время там консультировались и пришли к выводу, что это правильное решение.
- А насколько тесный контакт у вас был раньше Ириной Александровной?
- Мы давно знакомы и у нас чудесные отношения, я бы сказала, светского свойства.
- Приходилось сотрудничать по музейным делам?
- Мы не работали вместе.
- Вам предстоит руководить музеем, где большое значение имеет экспонирование старого искусства, а вы все-таки специалист по авангарду. Станет ли в Пушкинском больше нового искусства, или вы обещаете чтить традиции?
- Традиции — это очень важно, но не менее, чем современный язык, ведь именно на нем все и должно все произноситься. Честно говоря, Ирина Александровна со мной об этом говорила. Сказала, Мариночка, вы, наверное, не очень знаете египтологию и нумизматику — и это правда -, но ведь директор музея — это не энциклопедически образованный искусствовед, а человек, который должен видеть стратегию и пытаться ее грамотна осуществить.
- И главное в этой стратегии — реализация проекта «Музейный городок», задуманного Антоновой?
- Это очень важный проект. Осуществить его, значит, не просто построить здания, но и придумать их внутреннее содержание, дать технические задания, работать с архитекторами и экспертами... Эта задача вызывает во мне наибольшее волнение.
- То есть в тот проект реконструкции, который сейчас существует, будут вноситься изменения?
- Думаю, да, но пока я не готова обсуждать детали. Предстоит большая работа. Нужно многое менять. Строить открытое хранилище, куда сможет попасть публика, посмотреть экспонаты и понаблюдать за работой реставраторов. Думать о присоединении зданий. Нужно поговорить с большим количеством экспертов, создать наблюдательный совет, который будет контролировать ход реконструкции. Главная моя задача — создать открытое информационное поле, вести прозрачную политику.
- Давайте остановимся на музейном городке. Проект вызывает много споров, особенно вопрос стирания старого города, исторических зданий. Что вы думаете на этот счет?
- Конечно, важно сохранить городскую среду, тем более, если речь идет об исторических зданиях. С другой стороны, когда речь идет о музейном городе, конечно, хочется увидеть какое-то современное решение. Значит, нужно искать компромисс. И прежде чем начинать что-то делать, нужно все продумать и проработать.
- Что будет с Манежем? У вас был месяц на раздумье, выбрали приемника на свое место?
- Да, выбрала. И направила соответствующую рекомендацию в департамент. До 10-го числа решение будет принято. У меня уже сверстаны планы на 2014-15 годы, так что человек придет на все готовенькое.
- Обычно в «большое плавание» стараются брать близких и надежных людей. Собираетесь ли вы привести в Пушкинский музей свою команду? Последуют ли за сменой директора смена штата?
-Я еще не знаю всех сотрудников Пушкинского музея и кто чем занимается. Сначала я должна это посмотреть. По поводу команды — ее очень сложно собрать. В Манеже я с трудом собрала коллектив и в процессе пришла к выводу, что проще работать с молодыми реактивными людьми, растить их. Это очень продуктивно. Легче построить, чем отреставрировать. Я не могу сорвать их с места, «Манежем» тоже нужно заниматься, а эта команда — уже сработанный коллектив.
- Не боитесь феномена театра Гоголя — Серебренников и старая труппа?
- Я много чего боюсь. Но там другая ситуация. Серебренникова не было, когда все начиналось, и были сделаны неловкие шаги, как мне кажется. Я буду аккуратнее.
-Ирина Александровна теперь займет должность президента. Какие функции и влияние подразумевает этот пост, впервые введенный в Пушкинскому музее?
- Президент — это советчик, он может рекомендовать что-то. Но ответственность в принятии решений лежит на директоре. Конечно, какие-то преференции останутся за Ириной Александровной, наверное, машина, шофер, может быть, кабинет. Сложно сказать, я даже не знаю, в каком кабинете буду сидеть и какую зарплату получать, хотя меня это и не волнует. Для меня важно, чтобы работал музей.
-За этот месяц вы, наверное, все-таки успели немного помечтать. Что хотелось бы изменить в выставочной политики?
-Я решила, что не буду об этом думать, пока это не станет реальностью. Это как у Джерома Джерома: когда ты не следишь за чайником, он быстро закипает, а если смотришь на него в упор, то он вообще никогда не закипит.