СПРАВКА "МК"
Литературный музей, основанный в 1933 году, на сегодняшний день представляет собой настоящую музейную империю. В его ведении 20 объектов недвижимого имущества, в том числе 12 домов музеев и 4 мемориальные квартиры. 15 объектов являются памятниками истории и культуры. В фондах музея больше 700 тысяч единиц хранения.
— Как осваиваетесь на новом месте?
— Первое, что бросается в глаза, — несоответствие культурного, научного, общественного потенциала учреждений, которые объединены под маркой Государственного литературного музея, и реальным его местом в актуальной российской культуре и, главное, в российском и мировом информационном поле. В состав музея входят уникальные собрания рукописей, книг, включая древние, негативов, аудиозаписей и других музейных предметов, а знают об этом немногие. Этот катастрофический разрыв надо немедленно преодолеть.
— С чего начнется обновление Литературного музея?
— В первую очередь нужно в корне изменить механизм создания информационных поводов, связанных с Литературным музеем. Это задача сравнительно простая, потому что информации от нас ждут, это мы ее не даем! Например, в ближайшем будущем интереснейшие события у нас ожидаются в связи с именами и творчеством Алексея Ремизова, Василия Гроссмана, Владимира Маяковского… Затем необходимо пересмотреть соотношение классической литературы и современной в стенах музея. В Эрмитаже открылся отдел современного искусства, в Третьяковской галерее давно такой отдел существует, подобная структура должна быть и в Литературном музее. Обычному человеку кажется, что «большие писатели» были только в далеком прошлом, между тем сейчас по-русски пишут многие очень значительные поэты. Инна Лиснянская, Олег Чухонцев, Ольга Седакова, Мария Степанова — их известность не назовешь всеобщей.
— То есть Литмузей должен стать местом встреч современных писателей?
— Да, и не только их, а и тех профессионалов, чья работа связана с литературой: критиков, издателей, кураторов фестивальных проектов. Убежден, что понять классику можно, только разобравшись в механизме функционирования современной литературы. Лермонтов и Достоевский, Блок и Пастернак некогда были такими же людьми, как и мы с вами. Мы не знаем, кто из современных писателей будет причислен к классикам: Прилепин или Сорокин, Быков или Распутин. Но этим вопросом нужно задаваться. Только разобравшись в законах жизни современной литературы, можно по-новому понять классику.
— Будете ли вы добиваться новой площадки для Литмузея? Существует ли сейчас конфликт между Литмузеем и РПЦ из-за того, что музей до сих пор занимает Нарышкинские палаты?
— Напряженности в отношениях с церковью нет. Думаю, каждый здравомыслящий человек согласится, что в монастыре должен быть монастырь. Но взамен этого помещения музею должно быть выделено здание, соответствующее всем музейным функциям. Оно должно находиться в культурной зоне Москвы, чтобы ни один культурный горожанин, а тем более турист, просто не мог бы пройти мимо. Есть проект передачи Литмузею здания на Арбате, которое сейчас занимает Московский окружной военный суд. Здесь важна поддержка замечательного историка Сигурда Шмидта — легендарного москвоведа, живущего на Арбате больше 90 лет. В прошлом году и президент страны этот проект одобрил. Дело, конечно, непростое, ведь и военное ведомство должно получить другое помещение.
— Какое литературное прошлое у этого дома?
— Речь идет о доме князя Гагарина. Его жена (в девичестве Семенова) была блистательной петербургской актрисой, ее талант почитали Пушкин, Погодин, Надеждин, Сергей Аксаков, все они здесь неоднократно бывали. Место великолепное — рядом музей-квартира Пушкина, музей Андрея Белого, неподалеку, в Сивцевом Вражке, — музей Герцена.
— Когда может случиться переезд?
— Трудно сказать, решение должно быть принято на высоком уровне. И от момента принятия решения до переезда — еще года полтора. Если будут политическая воля и понимание, что речь идет о национальном достоянии, то вопрос может быть решен в один момент.
— Музейный фонд ГЛМ насчитывает свыше 700 тысяч единиц хранения. В достойных ли условиях он сохраняется?
— Самое главное — прямой угрозы фондам нет. За последние годы многое приведено в порядок, после реставрации открылся дом Герцена, к 200-летнему юбилею Лермонтова будет отреставрирован дом на Малой Молчановке. Другое дело, что очень остро стоит все тот же «квартирный вопрос», многие музейные помещения, к сожалению, используются только для хранения фондов.
— Процесс оцифровки фондов музея был запущен еще несколько лет назад. Что сделано к сегодняшнему дню?
— Основная работа еще впереди, это очень серьезная задача, требующая времени, сил и денежных вложений. Ее могут выполнить только высококвалифицированные специалисты.
— Есть ли в бюджете музея деньги на это? Или его увеличат?
— Уровень финансирования музея совершенно не соответствует его статусу. Зарплата у сотрудников низкая, ее повышение до среднего уровня по экономике региона — требование времени, а также совершенно правильная политика Министерства культуры. Но ни о каком сокращении штата речи быть не может — нечего сокращать. Судите сами: 300 сотрудников на полтора десятка зданий, включая подмосковные музеи Пастернака, Пришвина и Чуковского и музей Солженицына в Кисловодске. Требуется серьезная менеджерская работа для привлечения средств федеральных целевых программ, грантов, в том числе международных. Необходимо серьезное изучение опыта работы зарубежных литературных музеев.
— Когда проект развития музея будет представлен общественности?
— Я работаю над ним уже довольно длительное время, но это не может быть документ, созданный единолично. Надо будет учесть идеи и проекты сотрудников всех отделов и филиалов музея. Уже в первый день моей работы все руководители подразделений по моей просьбе кратко описали свои достижения, проблемы и предложения по улучшению работы музея. Предварительный вариант концепции развития ГЛМ, думаю, появится через месяц-полтора.