— Какие первоочередные задачи вы ставите в новом качестве?
— К осени мы должны представить концепцию развития музея-заповедника «Кижи». Если к тому времени появятся иные концепции, то они будут также представлены, и у Министерства культуры будет возможность сравнить их. Первоочередные меры для меня — знакомство с коллективом и понимание, какие основные проблемы есть у сотрудников. Допустим, на острове Кижи круглый год живет около 70 человек. Живут они в невероятных условиях — в первую очередь надо сделать так, чтобы эти условия были достойными. Что касается организационной части, то мы ежедневно проводим совещания, где каждый заместитель директора докладывает о своем видении работы. Где-то через месяц мы посмотрим, поменялось ли что-то с моим приходом на пост. Пока я работаю два дня, так что рано делать выводы и заявлять о том, что нужно исправить.
— Вы собираетесь обновлять кадровый состав? Приведете свою команду?
— На встрече с коллективом, в которой участвовал замминистра культуры Андрей Бусыгин, я подтвердил, что никаких политических увольнений с моей стороны не будет. Сокращений в ближайшие полгода быть не может – если сотрудник не саботирует работу, то беспокоиться не придется. Но если будут нарушения трудового законодательства, то, конечно...
— Когда будет закончен проект дороги на материке в направлении острова Кижи? И будет ли возведен мост на сам остров или сеть мостов, соединяющие все острова вокруг Кижей?
— Дорога проектируется. Окончание ее строительства мы хотим приурочить к 300-летию Кижей. Что касается мостов, соединяющих острова, - это идея пока сырая.
— В декабре Иван Романов, в прошлом году представлявший ваши интересы в Заксобрании республики, демонстрировал в Минкультуры концепцию развития музея. Вы имеете к ней отношение?
— К этому проекту я имею косвенное отношение. Это проект, который разрабатывался «Корпорацией развития...», которая входила в состав Республики Карелия. Я не могу сказать, что глубоко был погружен в детали проекта, но это еще не концепция, а идея. Разделяю я ее или нет, станет понятно, когда мы разработаем концепцию развития музея-заповедника. Не исключаю, что какие-то мысли войдут в будущую концепцию. Главное, чтобы эти мысли не шли вразрез с действующим законодательством и нормами ЮНЕСКО.
— В представленной концепции речь идет о строительстве гостиничного комплекса и конференц-зала на «большой земле». Насколько глобальной может быть такая застройка?
— Мы крайне заинтересованы в строительстве и гостиницы, и конресс-холла, и прочего... при одном условии — все эти объекты должны находиться за пределами охранной зоны, то есть на материке. Сейчас главный вопрос — найдется ли инвестор, который, просчитав доходы о такой деятельности, сочтет возможным вкладывать в это деньги. Строительство дороги подвигает ситуацию в лучшую сторону. Чтобы инвестор захотел вложить деньги, думаю, сам музей-заповедник «Кижи» должен стать более привлекательным. Речь и о входной зоне музея, и том уровне сервиса, который предоставляется туристам. При этом увеличение туристического потока не должно превысить лимиты, которые может выдержать памятник. Если привести миллион человек, но сам памятник тогда будет скоро изношен и исчезнет за сто лет. Когда будет сделан расчет, мы поймем, на какой объем людей инвестор может рассчитывать. Большое значение имеет, найдем ли мы решение транспортной проблемы и сможем ли использовать территории близ Кижей, вне охранной зоны, для развития инфраструктуры. Зимой посетителей музея – 10-20 человек, в то время как суммарно за сезон мы принимаем около 160 тысяч человек. Основная антропогенная нагрузка ложится на три теплых месяца. Хотелось бы разнести ее по остальным месяцам. Пока это не сделано, уверен, что ни один инвестор не вложит ни копейки.
Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Фото: ru.wikipedia.org.
— Как сейчас вы добираетесь на остров?
— В зимний период есть два способа добраться до музея. Один из них — воздушная подушка, на балансе музея два таких воздушных судна. И есть автомобильная дорога до Великой Губы – от нее дорога по воде и льду занимает около пяти часов. Мы спросим специалистов, какие виды транспорта могут решить наши проблемы. Может быть, они нам предложат ледокол или вертолет, а может, воздушную подушку, которая будет вмещать не пять человек, как наша, а большую группу людей.
— Проект «Духовное преображение Дальнего Севера» (один из ваших проектов в ранге губернатора) предполагал создание некого карельского «золотого кольца», в который вошли бы Кижи, Валаам, Соловки. Вы собираетесь продолжить продвигать эту идею?
— Идея «серебряного треугольника», как ее называют, имеет место быть. Нужно думать не только о развитии музея-заповедника «Кижи», но и смотреть дальше. Но это нужно делать грамотно, привлекая специалистов, а не рисуя «хотелки». И этим мы сейчас и будем заниматься. Кстати, об идее духовного возрождения Севера президент говорил в своем послании. Все эти идеи витают в воздухе.