«Бабушка русского кино»
— Ольга, вы скрываете свой возраст?
— Я не скрываю его никогда.
— А разве женщины не должны это делать? Да и вообще, как может мужчина у женщины о таком спрашивать? Вот что вы должны мне сказать.
— Да, тактично мужчине не спрашивать об этом. Но я не скрываю, и если спрашивают, отвечаю что есть. Я к этому очень спокойно отношусь, меня это никак не обижает, не раздражает, не расстраивает. Я в комфорте со своими годами.
— Когда я узнал, что вам 45 стукнет, честно говоря, удивился.
— Думали, что 50?
— Больше! Ведь по фильмам мы так давно вас знаем. «Миллион в брачной корзине» — ведь это же 85-й год!
— Многие люди старше меня говорят, что воспитывались на моих фильмах. Им кажется, что они были детьми, а я уже мелькала на экране. Есть такое заблуждение у многих зрителей…. Они же высчитывают: я ее видел, когда в школу ходил, она уже была. Ну просто бабушка русского кино.
— А в результате вы молода и хороша собой. Да, для меня это сюрприз.
— Иногда с мужем такие смешные комментарии в Интернете читаем. Мы с Колей уже четыре года вместе, а там все пишут, что ему 48.
— Значит, ему 52…
— …Зато мой возраст варьируется от 35—65… Именно так: некоторые любители посчитать пишут, что мне за 60.
— То есть они думают, что вы старше своего молодого мужа?
— Это не говорит о моем возрасте, просто я очень давно работаю. В этом году исполняется 30 лет моей творческой деятельности. Серьезная цифра. Я пытаюсь понять, что сделано, что нет, что еще хочется сделать. Понимаю, что с этого момента начинается новая жизнь и новые цели должны быть. И еще понимаю, что именно сейчас у меня уже все впереди. Раньше «еще», а теперь — «уже».
— Да у вас все спереди! Простите за пошлость, но действительно в 45 лет жизнь только начинается?
— Когда я была юная совсем, казалось: ну еще столько будет всего в жизни и творчестве! А сейчас понимаю, что будет еще больше. Вот такой момент, когда есть накопление опыта, знаний себя, мира, и это все должно выплеснуться в какой-то для меня интересный творческий проект. А в жизни я уже давно все «выплеснула». У меня теперь двое детей — 14-летняя дочь Татьяна и 6-месячный сын Виктор.
— То есть вы его родили в 44… Ну, тогда назло рекордам можно рожать дальше.
— Все от Бога. Конечно, главное событие прошедшего года для меня — рождение малыша. Ну и творчество — живет, бурлит. На носу новая премьера: 2 февраля в Светлановском зале Дома музыки я представлю спектакль «Я искала тебя» — посвященный Марине Цветаевой. Мы создали этот проект совместно с моей подругой и единомышленником, прекрасной певицей Ниной Шацкой, а для меня наш спектакль — определенный творческий отчет перед собой и перед моими зрителями.
«Я дома без короны на голове»
— Знаете, есть такие попсовые люди, которые любят говорить «мое творчество», о творчестве которых говорить не приходится. А для вас творчество — это что?
— Мой творческий путь — вот так бы я сказала.
— Ольга, ну зачем этот пафос?
— Тоже не звучит? Но я так живу: мой театр, мое кино, моя семья… Это все мое. Я — собственница.
— Вы знаете, что такое пафос? Это когда человек несет себя…
— Это не ко мне.
— Вы скромная? Вообще может артист быть скромным?
— Я хорошо понимаю грань между работой и личной жизнью. Я дома без короны на голове — с семьей, с друзьями, с детьми. А в творческой жизни… Наверное, я требовательный человек, но мне кажется, со мной всегда легко и просто. Я очень воодушевляюсь работой, и для меня это такой любимый процесс, а не результат. Сейчас я поглощена работой над новым спектаклем. Иногда мне кажется, что я слишком углубилась в «расследование» жизни семьи Марины Цветаевой, но это не случайно — ведь спектакль построен на диалоге дочери Ариадны с ушедшей матерью. Уже несколько месяцев эти две великие женщины постоянно со мной. Я была в положении, родила ребенка, которому уже почти полгода, и все время думала, читала, негодовала, репетировала, учила, обсуждала…
— Я сейчас читаю «Анти-Ахматову». Не читали? Но, может, вам и не надо. Там как раз противопоставляются Цветаева и Ахматова — в пользу Цветаевой.
— Если сравнивать Анну Андреевну и Марину Ивановну… На мой взгляд, Ахматова гармонична даже в самых трагичных своих проявлениях, а Цветаеву окружает трагическая дисгармония… Когда я репетировала спектакль «Память о солнце» — посвящение Ахматовой, ахматовские строки очень органично проникали в меня, я даже их специально не учила, они просто сразу становились частью меня. А в работе над Цветаевой мне приходится сначала понять логику ее мысли, конструкцию стиха. Чувствую себя немного хирургом, препарируя стихотворные рифмы и ритмы…
— Вам хватает эмоций в жизни? Или театр нужен еще и как допинг?
— Да, я на сцене добираю впечатления. Но еще и очень много выплескиваю своих личных отрицательных эмоций. Я в жизни очень сдержанный человек, со мной сложно поссориться, практически невозможно. Я не люблю чувствовать себя обиженной, в сложных ситуациях воспитываю в себе спокойствие, умение выдержать паузу, если надо просчитать до десяти, умею прощать…
— Вы все держите в себе?
—До поры до времени! Ведь на сцене или съемочной площадке я могу как из рога изобилия отпустить эмоции и обнажить чувства! Для артиста это мощный, естественный выброс адреналина, который мешает жить в обычной жизни, порождает раздражение, мнительность, злость.
«В театре я и страстная, и смешная, и злая»
— У вас есть театральный типаж? Вы характерная актриса?
— Знаете, в театре меня, слава богу, используют по-разному, и стараются не замыкать в придуманном кем-то в 90-е годы амплуа лирической героини. В театре я и страстная, и смешная, и злая, и отрицательная, и мудрая… Меня очень понимают и Павел Хомский, и Юрий Еремин, я очень ценю их веру в меня.
— Случается, труппа может и съесть не понравившегося ей режиссера. Вы не попадали в такие ситуации, в Театре Советской Армии, например, когда начинали?
— Это был уже Театр Российской Армии: Саша, мне только 45 лет, не забывайте. Я пришла в этот театр в 91-м году, и он уже был переименован. Тогда же я работала и у Алексея Рыбникова, в Театре современной оперы. Потом перешла в Театр им Моссовета, в котором служу и по сей день. Я также в качестве приглашенной артистки играю два спектакля в Театре киноактера: «Веер леди Виндермир» и «Труффальдино из Бергамо». Вне зависимости от места у меня всегда были интересные роли, режиссеры, которые в меня верили и которым верила я! Так что мне никогда не приходилось бороться за место под солнцем.
— Как вы думаете, это благодаря вашей красоте? Вы же красивая женщина, не будете отрицать?
— Не буду. Я могу процитировать вам в ответ строчки из стихотворения Николая Заболоцкого: «...Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде…» Вот я считаю, что внутри меня живет творческий огонь, который и дарит мне красоту.
— Но вы согласны с французским выражением, что после 40 лет человек сам отвечает за свое лицо?
— Конечно, мы с самого начала отвечаем за себя, за лицо в частности. Поэтому я в ответе за свои морщинки, совершенно их не стесняюсь и ненавижу, когда в глянцевых журналах стараются вычищать мое лицо до неузнаваемости фотошопом.
— Это вы сейчас так говорите, а потом?
— Ну потом мы с вами поговорим, зачем же загадывать то, что будет. На данный момент я очень комфортно чувствую себя со своей внешностью, считаю, что это мои любимые морщинки. Все, какой я стала, как изменилась, — мое изменение, я же не могу быть одной и той же. Знаете, как Цветаева писала: «Время проходит, уходят красота, богатство, молодость. Только голос остается!»
«Когда меня зрители узнают, всегда улыбаются»
— Помните фильм «Успех»? Там прима театра, которую играет Алиса Фрейндлих, что-то резкое ответила режиссеру, а когда тот ушел, тут же посмотрелась в зеркало: а как же она выглядела при этом? У вас не бывает так, что вы как бы смотрите на себя со стороны, все время играете?
— В частной жизни — абсолютно нет. Мне кажется, мой муж и не воспринимает меня дома как актрису. Я дома абсолютная женщина, хозяйством занимаюсь, обеды готовлю...
— А ведь иногда нужно с мужчиной сыграть что-то…
— Знаете, когда я «включаю» в себе артистку? Так себе и говорю: сейчас я должна выглядеть как артистка Кабо — когда мне нужно открыть какую-нибудь дверь. Тогда я пользуюсь своей узнаваемостью. В 99% это действует, люди откликаются, и я понимаю, что это благодаря моей профессии. А еще… У всех моих ролей светлый образ. Когда меня зрители узнают, всегда улыбаются. Это очень приятно.
— Ну, а дать «звезду»?
— А это как? Но если прихожу на съемочную площадку, например, и вижу, что кто-то безответственно относится к работе, то могу жестко и спокойно поставить на место.
— А вы сами такая дисциплинированная?
— Я очень дисциплинированный человек, мне это даже мешает. У меня безумный страх кого-то подвести, чего-то забыть. Эту гиперответственность я впитала буквально с молоком матери. У меня и мама, и папа такие. Терпеть не могу опаздывать и заставлять ждать.
— Какая-то вы нерусская. Вы же снимались в Голливуде?
— Это очень громко сказано. Я действительно изучала язык в США, играла в американских фильмах, которые снимались в России. И вот американцы уже на вторую неделю своего пребывания здесь становились абсолютно нашими людьми — с русскими нравами, с русской непунктуальностью и с русской любовью к национальному напитку.
«Ой, мой муж в прошлом военный»
— А у вашего мужа Николая есть недостатки? Неужели он такой же правильный, как вы?
— Ой, мой муж в прошлом военный. Представляете, какая у него внутренняя организация. Он не может мириться с моим творческим беспорядком дома.
— Ага, беспорядок все-таки присутствует, но именно творческий!
— Да, если вещь лежит, она не просто брошена — она ждет своего часа, той минуты, когда ей воспользуются. Если диски лежат в каком-то беспорядке, то это очень продуманный беспорядок, потому что если их собрать в кучку и положить аккуратной стопочкой в ящик, я запутаюсь и ничего не найду.
— Муж хочет, чтобы все лежало по полочкам?
— Да! Поэтому мы с дочкой Таней, дабы избежать испорченного настроения, все друг за другом развешиваем, убираем. Вот когда все на месте, Коля счастлив абсолютно. Так мало от меня требуется, чтобы он был счастлив.
— Он вас с дочерью в принципе не строит: на первый-второй рассчитайсь, ать-два, на кухню шагом марш…
— Ну, не до такой же степени. Но во многом он меня дисциплинирует. Вот с ним я уж точно никогда не опаздываю. А если у нас какие-то совместные планы, выход в свет или еще что-то, я даже раньше встаю, так как знаю, что на сборы мне нужно дополнительное время. Когда же я одна, собираюсь за 5 минут, а все что не успела собрать аккуратно, несу с собой в машину, в свой офис на колесах… Так что в машине у меня есть все необходимое — меня трудно застать врасплох! А в моем еженедельнике — точный график спектаклей, встреч, перелетов и съемок, все расписано по минутам. Чем быстрее все сделаю, тем раньше вернусь домой к сыну Виктору.
— Вы его всегда так зовете — Виктор?
— Ну, Витек, Витютюня, Витюша… Иногда даже Виктор Николаевич. Ему уже полгода скоро будет.
— Сейчас ваш муж бизнесмен. Из военных получаются хорошие бизнесмены?
— Он организованный, никого не подводит. Я знаю, что многие люди решают с ним серьезные дела, понимая, что Николай стабильный, честный и прямолинейный человек. Ничего за пазухой не будет держать... А еще я очень уважаю его уверенность в себе. Именно этим Коля меня обернул к себе лицом: настолько чувствовал ситуацию нашей встречи, настолько был уверен, что мы должны быть вместе… Он сразу все подчинил одной цели — чтобы мы всегда были вместе, стали одной семьей. Он был так уверен в этих своих поступках, что я абсолютно подчинилась.
— То есть, используя стереотип, вы за ним как за каменной стеной?
— Да, я за мужем.
— У него же есть и свои дети.
— У него трое детей помимо нашего Виктора. В моей жизни были периоды, когда я полностью несла ответственность за себя и свою семью, поэтому я очень хорошо понимаю, что если, не дай бог, случится так, что мужу понадобится моя поддержка, уверена, что он тоже сможет на меня положиться. То есть на мужа надейся, а сама не плошай и будь во всеоружии — это, в общем, правильно.
— Как вы относитесь к изменам? Многие считают, что физическая близость с другим человеком — еще не измена, главное, чтобы была духовная?
— Это мужская логика. А я очень верный человек, однолюб. Я моногамна. Я никогда не допущу грязи и нечистоплотности в отношениях. Супружеская спальня и супружеские отношения должны быть чисты. Я всегда мечтала о семье, хотела иметь дом, чтить семейные традиции. С детства и до сих пор для меня это очень важно. Вот моя дочка Таня — другое поколение. У молодежи тенденция на самостоятельность, независимость и на отношения без обязательств. Они ценят свободу! Хотя в 14 лет, может, так и должно быть, а глубинное осмысление придет чуть позже. Я надеюсь, что у Танюши перед глазами будет опыт жизни и любви ее бабушки с дедушкой. Ну и мой, конечно.