Впервые фестиваль в Риме пройдет под художественным руководством знаменитого Марко Мюллера, приехавшего наконец в свой родной город после нескольких успешных лет арт-директорства на Венецианском кинофестивале. Мюллер и на этот раз подтвердил свою привязанность к российскому кино. Откроет римский киносмотр фильм Бахтиера Худойназарова «В ожидании моря», снятый при участии нескольких стран, и прежде всего России.
В основном конкурсе участвует картина екатеринбуржца Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». В Венеции ленты этого режиссера — «Первые на Луне» и «Овсянки» — уже получали важнейшие награды. Новая его картина — настоящая экзотика, снята она на почти забытом языке луговых мари. В ней снялись самые интересные актрисы отечественного кинематографа — Юлия Ауг, Дарья Екамасова, Яна Троянова.
Во внеконкурсной программе участвует еще одна необычная работа — «Танец Дели» Ивана Вырыпаева, состоящая из нескольких новелл «из мусора и боли», как определяют это авторы проекта, — о знаменитой танцовщице, исполняющей некий танец Дели. Сложнопостановочные видения Ивана Вырыпаева воплотят польская актриса и его жена Каролина Грушка, Ксения Кутепова, Игорь Гордин, Арина Маракулина, Инна Сухорецкая. Покажут в конкурсе также «Вечное движение. Кинопробы» Киры Муратовой, представляющей Украину. Снят фильм на русском языке, и один и тот же эпизод в нем повторяется несколько раз, играют его разные актеры.
О фильме Киры Муратовой нам рассказал украинский актер и режиссер, одессит, что особенно важно, художественный руководитель комик-труппы «Маски» Георгий Делиев.
Мы встретились с ним в Минске, на фестивале «Листопад», где он входит в состав жюри игрового конкурса. Каждое появление Георгия поднимает настроение. Он носит роскошные рыжие ботинки, красные клетчатые брюки и шляпу-котелок, доброжелателен к каждому, кто обращается к нему.
— Георгий, это традиционная, фирменная работа для Киры Муратовой или же нечто совершенно неожиданное?
— У Киры все картины разные. Она берется за непохожие сценарии. Иногда мне кажется, что их снимали разные режиссеры. И «Кинопробы» — совсем другая картина. Вы знаете интригу? Нет? Пожалуй, я не буду открывать тайны. Скажу только, что это современная история.
— А где она происходит? В Украине?
— Может, и в Украине, а может, и в России — непонятно, да и неважно где. Одни и те же сцены играют разные актеры.
— У вас большая роль?
— Играю три или четыре сцены, а всего их семь. Они повторяются в разной интерпретации. Одна и та же история рассказана разными способами и по-разному сыграна. Все происходит в одном интерьере.
— Кто составил вам компанию на съемочной площадке?
— Кира спросила меня: «С кем вы хотите играть?» Я назвал Ренату Литвинову. «Нет, — ответила Кира, — с ней не будете играть». Говорю: «Может, с Наташей Бузько?» Слышу опять: «Нет! Вы с ней очень близки и похожи, и с Ренатой тоже не будете играть. Будете с Утой Кильтер». «Тогда зачем вы спрашиваете меня?» — все, что мог сказать я в ответ. Интересно, что на съемках я ощущал дискомфорт, а посмотрел материал во время озвучания — и понял: Кира добилась того, чего хотела.
— Как всегда, мы увидим на экране ее любимых персонажей — одесских старушек и фриков?
— Кира собрала своих любимых актеров — Олега Табакова, Аллу Демидову, Наталью Бузько, Ренату Литвинову, Виталия Линецкого, Геннадия Скаргу, Юрия Невгамонного. Одесситов хватает, они снимались в картинах Киры и раньше.
— И съемки проходили в Одессе?
— Да, работали в павильоне Одесской киностудии.
— Кира Муратова — самобытный человек. С ней, наверное, не так просто работать?
— Не могу вспомнить, чтобы я ее раздражал. Мне кажется, что она с благоговением относится к актерам. Но я видел, как Кира была строга и раздражительна на съемочной площадке по отношению к другим членам съемочной группы, могла наброситься на них, если что-то было не так.
— Вы сколько уже картин вместе сделали?
— Давайте посчитаем: «Три истории», где у меня эпизод, «Чеховские мотивы» — уже роль в одной из новелл, «Настройщик», «Мелодия для шарманки» и вот теперь «Однокурсники» — по привычке так говорю, это было рабочее название картины. Как-то мы минут сорок разговаривали с Кирой по телефону. Она очень переживала за картину, впала в отчаяние, даже болела из-за того, что не могла долго закончить фильм. У нас был простой из-за недофинансирования, а ей хотелось побыстрее все закончить. Сам с нетерпением жду премьеры. Но в Рим меня не пригласили.