— Алексей, Сталин, безусловно, самая демоническая страница в русской истории XX века. По тому, что он наворотил, можно сделать очень много сильных фильмов. Почему вы выбрали именно тему коллективизации?
— Я довольно долгое время делал фильмы о войне, но в процессе работы понял, что на самом деле не война и не революция самое страшное, что случилось с русским народом. Что именно коллективизация является тем самым ударом, сломавшим ему хребет. Ударом, от которого русский народ в известном смысле оправиться уже не смог. Я стал интересоваться этим вопросом, узнавать про это, читать. И понял, что если делать фильм про настоящую русскую катастрофу, то это должен быть фильм про раскулачивание. Оно коснулось миллионов и ныне живущих людей. Даже тех, кто об этом не знает.
Как всегда, мы стараемся рассказать о больших исторических событиях через истории простых людей, которым непосчастливилось стать их участниками. У нас много героев в этом фильме, среди них есть предки известных и знаменитых ныне россиян. Мы пошли по этому пути, чтобы показать: на самом деле никто не был застрахован от раскулачивания. Несмотря на то, что в нынешней жизни наши герои совершенно друг на друга не похожи. Достаточно сказать, что в фильме приняли участие Леонид Парфенов и Александр Ткачев. Или Альфред Кох и Владимир Шахрин. Но всех их объединяет то, что их предки были самым жестоким образом лишены всего, а в некоторых случаях и жизни, из-за того что советская власть признала их кулаками.

— По какому принципу вы отбирали рассказчиков? Исходя из особенно страшной истории или из того, насколько они отличаются друг от друга в современной России?
— Это комбинация обеих причин. Мы старались найти тех, кто известен, и тех, чья история может быть интересной, пробирает. И еще один момент: мы старались не просто взять у них интервью: мы с каждым из них съездили в то место, где были раскулачены их предки. И нынешнее состояние этих мест, где многие из наших героев оказались впервые, говорит само за себя. Скажем, Эдуард Сагалаев вообще не нашел той деревни, в которой жили несколько поколений его предков. На месте этой деревни сейчас поле.
— В фильм войдут и игровые моменты с участием известных актеров.
— Да, это Алексей Серебряков, Чулпан Хаматова, Борис Невзоров и другие. Мы хотели сделать рассказ максимально достоверным. Как можно ближе к действительности показать то, что происходило в то время. И сразу сделали ставку на актерское мастерство, потому что показать эти вещи непросто. Мы пригласили к участию в проекте звезд первой величины, и, надо сказать, я остался очень доволен тем, как все получилось.
— Алексей Серебряков к моменту работы уже проживал за границей?
— Да. Специально для съемок прилетал из Канады.
— То есть у вас в составе был как минимум один зарубежный артист?
— Я бы не назвал Алексея зарубежным артистом. Скорее, актером, постоянно проживающим за пределами РФ.
— А ваша личная история попадет в фильм?
— Да. Небольшая, в самом финале.
«Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных», 26 октября в 22.25 на НТВ