СССР вернулся в цирк на Цветном

Максим НИКУЛИН: «Почему б Росгосцирку не отдать часть зданий регионам?»

«Снова вместе на Цветном» — новая программа Цирка Никулина, объединяющая артистов почти всех бывших советских республик; воспользуемся этим как поводом, чтоб обсудить с Максимом Юрьевичем самые острые проблемы циркового дела сегодня...

Максим НИКУЛИН: «Почему б Росгосцирку не отдать часть зданий регионам?»

тестовый баннер под заглавное изображение

— Почему вы «возрождаете» Советский Союз в новой программе?

— Частично это ностальгия. А частично — желание напомнить нам самим о том, что мы подзабыли. Есть дурацкая тенденция — огульно хаять все, что было. Но жили мы искренне, дружили крепко, действительно считали, что находимся в самой замечательной стране и завтра будет еще лучше. Нынче веру порастратили. И от того, что памяти поубавилось, сегодня много бед и проблем.

— А в программе набраны номера почти со всех бывших республик?

— Медведи и быки из Грузии, собаки из Прибалтики, кошки из Киргизии; при этом от нашего цирка лишь один номер (представляющий Россию) — зрелищные подкидные доски Соколова. Программа будет работать до января, а с февраля всё меняем — стартует новая, где, среди прочего, покажем слонов Таи Корниловой...

— Теперь по Росгосцирку. Конкурс на гендиректора выиграла Халилова...

— Ее программа на меня впечатления не произвела: нужно делать то, развивать это — дежурный набор фраз. А вот механизмов нет. И какими они будут — нам остается только гадать. Будем посмотреть, как говорят в Одессе. Я искренне желаю Фае удачи и успехов, мы в прекрасных отношениях, работали вместе, когда она была директором на Вернадского... и сейчас продолжаем.

— Росгосцирк имеет сорок одно стационарное здание. Давайте обсудим механизмы «проката» программ по стране. Почему, на ваш взгляд, основанный в СССР «конвейер» (когда в главке формировалась программа для всех цирков Союза), сегодня невозможен?

— Он возможен, но требует огромного количества сил. Надо найти администраторов, которые это потянут. Ведь раньше люди, формирующие «конвейер», знали цирк от и до, всё держали в памяти. Не смотрели видео, не залезали в YouТube... Знали артистов в лицо, их аттракционы. Да и артистов становится все меньше хороших... (в Белоруссии работают артисты из той же Кубы; Росгосцирк там все хорошее уже показал).

— То есть для 41 цирка не хватит разнообразия номеров?

— Если сравнивать с советским масштабом, конечно, не хватит. Поэтому более живуча сегодня вторая система — система прокатчиков, введенная прежним гендиректором Калмыковым. На сей день она правильная, иного пути нет. В ней много минусов, но плюсов больше. Хотя прокатчиков критикуют: мол, взял программу, покатал, деньги в карман сунул, каждый дурак сможет... Но не получается у любого. Мы вон катали свои шапито — это надо приехать, расселить людей, обо всем договориться, реклама, взятки... каторжный труд! И миллионов не заработаешь. Есть и третья форма, редкая: мы, например, сами себе набираем программу, нам никто ее не навязывает. Приглашаем кого хотим — из Китая, из Японии, хоть с Луны. То же самое в цирке у Марчевского в Екатеринбурге — то есть он срабатывает как импресарио: есть знания, авторитет, поддержка.

— Одна из основных задач, стоящих перед Росгосцирком, — реконструкция стационаров...

— А что толку, если даже из них всех удастся сделать конфетку? Что там показывать? Да и в принципе нужна иная схема: по моему глубокому убеждению, те цирки, которые хотят взять под себя губернаторы на местах, надо им отдать. В Ижевске и Казани так цирки существуют... А вот взять цирк в Нижнем Новгороде: Шанцев этот долгострой помог довести до ума, получив как следует от Счетной палаты... он просил — оставить его у себя, сделать муниципальным цирком. Но Росгосцирк на это не пошел. Оставил под собой. А зачем?

— То есть ничего страшного не будет в том, что иной цирк не будет входить в компанию?

— Конечно, тем более он все равно с ней будет связан, потому что других артистов просто нет... Нет, нужен, конечно, контроль, чтоб не превратили цирк в супермаркет или мебельный магазин, но это вещи регулируемые.

— Да, этот вопрос очень хочу прояснить у г-жи Халиловой: будет ли иметь место децентрализация Росгосцирка? А то иной раз они держат в руках эти разваливающиеся полуруины...

— Это все равно как нести воду в авоське. Здесь заткнешь, а она из другой дырки вытекает. Или есть еще чисто ментальные нюансы, которые нужно учитывать. Вот построили в Курске цирк (20 лет его возводили), нафигачили туда аппаратуры, света, звука. Сумасшедшие деньги, с которых теперь нужно платить налог. Но... Курск — город не цирковой. Так исторически сложилось — люди там в цирк не ходят. Там все программы горели. Мы работали в Курске с шапито или в Череповце (где, кстати, роскошная цирковая школа): стояли в хороших местах, ну и что? Народ не валил. В Курске те, кто приходил, не аплодировали. Артисты уходили с манежа под шорох собственных шагов. Или зритель подходит к кассе: «Какая программа?» И животные, и клоуны... «Спасибо». И уходит. Есть вещи необъяснимые, но они присутствуют.

— Вернемся к децентрализации...

— На муниципальном уровне гораздо больше простора для маневра: мэр может если не снизить налоги, то чем-то их компенсировать — покупкой билетов для интернатов... и так далее. На месте это делать проще, потому что есть отношения. А Москва... она далеко. Владивосток, настолько я слышал, готов под себя взять цирк компании... Какие-то цирки, может, вообще нужно закрыть. Поставить вместо него шапито на лето. Вон в Твери — был бедный город, люди за колбасой в Москву ездили. Три месяца в году там выступало шапито. Народу — вал. Как только построили стационарный — люди перестали ходить. Даже в Москве идет серьезная борьба за зрителя, хотя все думают, что мы зажрались и в шоколаде... ничего подобного!

— Еще одна важная проблема — отсутствие классных режиссеров...

— Увы, это так. Все у меня спрашивают — а почему у тебя Оксана Дружинина все программы ставит? Да потому, что у меня другой Оксаны нет. Пробовал обращаться другим — либо люди боятся браться, либо берутся, но получается хуже. Ну и зачем мне менять? Лучшее — враг хорошего. У меня есть идея (сейчас ведем даже не переговоры, а подсчеты) сделать французскую программу у нас через год — это не в полном объеме современный цирк, но с авторской режиссурой, с европейским романтизмом... желание показать нашему зрителю ДРУГОЕ.

— Прокомментируйте очередные выступления в Москве «зеленых» против участия животных в цирке. Так и чувствуется здесь чья-то лапа...

— Всеми этими движениями очень умело манипулируют, а они забываются в своих заблуждениях, ставя их во главу угла. Вот показательный пример. Оля Шелест работала в программе «Цирк со звездами», репетировала у нас со львами... уважения достойна, все здорово получилось. А теперь она полила цирк грязью, говорит, что здесь мучают животных. Позвонил дрессировщик львов Влад Гончаров, который с ней занимался, — он чуть не плакал: «Ну как же так?» Ну уберем мы животных из цирка. Он будет востребован? Давайте спросим у зрителей. Думаю — привет, никто ходить уже не станет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру