В Большом зале Московской консерватории началась мировая премьера оперы Александра Журбина «Альберт и Жизель», написанной на сюжет всемирного балетного хита Адольфа Адана. Композитор писал оперу специально для Николая Баскова — потому и название было дополнено именем его героя. Судьба оперы — интрига: получит ли она дальнейшее сценическое воплощение или останется страницей в истории оперного жанра?
Идея написать оперу на сюжет, который в свое время «зацепил» Теофиля Готье и Генриха Гейне, принадлежит Александру Журбину. Поначалу затея вызвала недоумение у либреттистов Николая Ряшенцева и Галины Полиди, к которым композитор обратился с предложением о создании текста: уж слишком силен невербальный, очень поэтичный балетный образ, созданный французским композитором Аданом на основе сценария Теофиля Готье, использовавшего легенду, записанную Генрихом Гейне. Балет не сходит с театральных подмостков вот уже более 170 лет и музыка его относится к категории «популярной классики». Однако, начав работу над проектом, который еще на этапе его создания с огромным энтузиазмом был поддержан Николаем Басковым, драматурги увлеклись и, по их словам, взялись за эту работу «со всем пылом, на который были способны». История о девушке, обманутой богатым и знатным молодым человеком, которая после смерти превращается в вилиса — бездушное существо вроде сухопутной ундины, главная радость которого уморить зазевавшегося мужика (по принципу «все мужики — сволочи) получила новое воплощение. В финале Жизель-вилис спасает своего вероломного возлюбленного от смерти. Впрочем, он и так наказан — потеря истинной любви оказывается страшнее потери собственной жизни.
Николай Басков накануне премьеры в эксклюзивном интервью "МК" рассказал о своей необычной роли в этом проекте:
— Все права на оперу — ее исполнение, дальнейшие постановки, запись дисков, выбор исполнителей и т. д. — принадлежат лично мне. Опера не просто посвящена мне — она для меня написана. И для меня важно распоряжаться ее дальнейшей судьбой.
— Вы работаете в жанре академической оперы, прекрасно чувствуете себя в поп-культуре. А к какому сегменту вы бы отнесли оперу «Альберт и Жизель»?
— Наверно, это определит время и публика. Сегодня главное, что мы это делаем для зрителей — хотим, чтобы опера получилась современной, но в то же время доступной для восприятия. Журбин — большой художник, замечательный композитор. Он написал полноценную оперу, в которой есть настоящая оперная драматургия, яркие характеры, запоминающиеся темы. Когда мы обсуждали с ним этот проект, я сразу сказал: мне необходимы мелодии, мотивы, которые люди запомнят и подхватят. Хочется, чтобы зрители ушли со спектакля с музыкой в душе, а не с сумбуром и головной болью, как это, увы, часто бывает после прослушивания современной музыки. Как это будет оценено — не знаю. Может быть, пройдет один раз, и все забудут. А может быть, станет репертуарным спектаклем во многих театрах.
— Ваш герой похож на лирических героев классических опер?
— Я понимаю Альберта по-своему. Это вполне современный молодой человек, богатый, успешный, живущий в наши дни. Он ходит в дорогие рестораны, любит модные клубы. При этом он — чувствительный романтик, попадающий в ситуацию, которая приводит к гибели влюбленной в него девушки. И он раскаивается — что выгодно отличает его от большинства современных людей.
Большой зал консерватории собрал в этот вечер контингент не вполне обычный — множество фанатов Баскова, поклонники Марии Максаковой (она исполнила в опере партию Мирты — повелительницы вилисов), друзья продюсера проекта Галины Рапопорт. Целая толпа собралась перед входом у памятника, а спекулянты предлагали билеты по 15 000 рублей. Зал был переполнен, бурная реакция и аплодисменты сопровождали каждый номер. Среди публики мелькали медийные лица — Яна Чурикова, Юдашкина (супруга модельера), Сергей Степашин. Не обошлось без городских сумасшедших: персонажа в костюме Джека-Воробья сначала впустили в зал (видно, ошибочно полагая, что это часть программы), а затем деликатно выпроводили.
Музыка оперы, по правде говоря, озадачила. Похоже, Журбин решил реанимировать жанр в том виде, в котором он скончался даже не в ХХ — в ХIX столетии. Номерная структура, много вальсов и «испанских» хабанер, вокальные диалоги в духе Чайковского, «волшебные» сцены в стиле французских опер, оркестровка в русле сильно упрощенного Римского-Корсакова... Жанр восстал из небытия как стилизация, кое-где едва не выпадая в пародию. Концертное исполнение оперы вообще вещь крайне опасная: партитура, певцы, оркестр — все здесь «голенькое».
Впрочем, публика приняла оперу на ура. Овации достались всем: композитору, солистам, в том числе молодой и очень голосистой Анастасии Привозновой (Жизель), Валерию Полянскому и его симфонической капелле и, конечно, Николаю Баскову, ради которого большинство зрителей пришли в консерваторию.