Прожекты переформатирования выложены в Интернете (по следам совещания 5 сентября в Минкульте, где представительствовал Иван Демидов), можно почитать: из «оптимистического сценария» следует, что уже в этом году музей сменит вывеску, у него появится генеральный спонсор, в доме поселится некий Музей еды, некая АРТ-резиденция, концертный зал плюс — обязательным пунктом — сдача площадей в аренду... Ах да, еще смена руководителя и жесткая кадровая политика нового директора. Может, поэтому на совещание была приглашена г-жа Титова (защищающая концепцию), а не действующий пока директор Александр Сысоенко.
— По сути, эта самая новая концепция, которую Минкульт обсуждает второй раз, означает ликвидацию Музея декоративно-прикладного искусства, — говорит «МК» главный хранитель Ольга Милованова, — и создание на этом месте развлекательной площадки.
— Вы хоть что-то об этом знали?
— Ни полслова, хотите верьте — хотите нет. С коллективом никто ничего не обсуждал, жутко неприятно! Решения принимаются тайно и конспиративно на высшем уровне. Во что это выльется — неизвестно. Видимо, в смену руководства. А в самой концепции, насколько я знаю, слова нет про фонды (более 200 000 вещей), про экспозицию. Зато есть ресторан, парковка, аренда, мультимедиа-проекты... музей там не присутствует!
— А сам директор г-н Сысоенко что при этом говорит?
— Ну что? Говорит, что так не делается, это неправильный подход.
— Что вы предпримете?
— Коллектив возмущен и будет обращаться во все общественные организации, в Минкульт письмо отправили, в СМИ будем активно обращаться.
Нам удалось выслушать и противоположную точку зрения от первого зама Елены Титовой:
— Музею нужен прорыв, он осуществим только при имиджевом ярком переформатировании, — заявила «МК» Елена Викторовна, — интересным и модным словом «дизайн» мы можем назвать любые предметы бытования наших предков. Таким образом вызовем интерес у подрастающего поколения...
— То есть вы — за концепцию?
— Я была консультантом при ее разработке. Да, я за это. Потому что у музея прекрасная коллекция, но развивается он плохо. Мало посетителей, многие предметы не показываются. Причем история хроническая.
— А чем вызвано то, что сотрудники музея не были вовлечены в процесс обсуждения?
— Ну это же не дело хранителей. Причем в музее уже нет науки, и название «научный сотрудник» сохранилось лишь номинально. Науку и исследования надо заново ставить. И неудивительно, что проект пришел «сверху». Это могло бы созреть снизу, но не созрело в течение 30 лет.
— Так-то оно так, но почему все это вышло, минуя директора?
— Как вам сказать? Это стороннее экспертное видение. Но никто никаких правил не нарушал и заговоров не строил. Всем было понятно, что эти процессы могли идти параллельными путями...
— Обычно директора увольняют, раз неугоден, и уж тогда ведут «новую политику».
— А политика новая еще не началась. То, что до него не дошел в полном объеме какой-то материал... ну что ж, мы, госорганизации, живем в достаточно медленном режиме.
— Но коллекция дом на Делегатской не покинет?
— Все делается для того, чтобы коллекция жила в этом месте. Чтобы это был дом имени Сергея Тимофеевича Морозова, основателя Кустарного музея.
— А вывеска будет Музей дизайна?
— Но только со словом «всероссийский», или «отечественный», или «национальный». Ибо речь идет не об отвязных дизайнерских разгулах, а об обращении ко всему своему наследию.
— Бюджет музея увеличится?
— К сожалению, нет. Субсидии останутся на том же уровне, на каком они и сейчас. Сам музей должен правильно зарабатывать деньги. А если музей интересен, узнаваем и ярок, то можно и меценатские средства привлекать.
— Когда сменится вывеска?
— Не знаю точно, но я лично за то, чтобы это случилось быстро, чтобы мы успевали за ходом жизни, а не плелись со всем своим богатством в конце!