— Эдгард, что дала нынешняя минкультовская встреча?
— Во-первых, началась серьезная работа по цирку со стороны властей, которой не было последние десятилетия. До этого «политика» строилась так: назначали министра, он долгое время пытался понять, что такое цирк, встречался с определенными людьми, кто к нему прорывался... а дальше выносил порою абсурдные решения. Или же полностью игнорировал цирк. Министр культуры Соколов вообще не вошел ни в одно здание цирка, Авдеев минимум внимания уделил...
— А Мединский решил подойти глобально?
— Разумеется. Поэтому он и создал рабочую группу, чтобы помогали ему принимать решения. Итак, на заседании мы поставили три основных вопроса, проработать которые должны месяца за полтора-два. Первый: финансирование цирка. Здесь много нюансов. Надо выстроить отношения с Минфином, который буквально завернул все финансирование, в котором нуждается Росгосцирк. Речь идет о 28 миллиардах рублей. Но тут важно еще и грамотно наладить отношения с регионами: например, Владивосток сейчас попросил передать цирк в собственность города для того, чтобы к АТЭС привести его в порядок...
— Но по закону можно это сделать?
— Нельзя.
— Ну да, сегодня АТЭС, завтра уже не АТЭС...
— Да-да, не надо законы менять. Но сама по себе инициатива хорошая, мы должны им юридически позволить Росгосцирку помочь. Так мы частично избавимся от громадной суммы в 28 миллиардов: я, например, месяц назад общался с Тулеевым, а еще встречался с губернатором Ивановской области, и они говорят — мы хотим помочь, понимаем, что это бельмо в глазу нашего города, но только дайте возможность! Теперь второй вопрос: продвижение цирка как такового...
— Грамотный пиар?
— Ну конечно. Минкульт должен поставить вопрос на самом высоком уровне, чтобы в преддверии Олимпиады в Сочи-2014, чемпионата мира по футболу, то есть любых глобальных мероприятий, российский цирк был красиво представлен. И тогда имидж цирка значительно вырастет (хотя он и так за рубежом на высоте: иностранец, приезжая в Москву, вечером идет либо в Большой театр, либо в цирк, эти бренды он знает). Или взять такой аспект: телевизионные каналы игнорируют цирк; Никулин рассказывал, как он встречался с главами федеральных каналов, и те ему отвечали: «Если слон затопчет 10 человек, а лучше 15, — мы это всем покажем, а то, что ты хороший спектакль выпустил, — никому не интересно». Почему «Культура» не делает передачи о российском цирке? Я думаю, этот канал, может быть, надо даже обязать хотя бы два раза в год показывать программы о нашем цирке. Ну а третий вопрос — это собственно наука и образование, выстраивание отношений с цирковыми училищами, есть даже инициативы создания цирковых кафедр в регионах — надо их поддержать! Или те же учебники по цирку существуют сегодня в единичном экземпляре: нас вон с братом просят сделать учебник по дрессуре...
— Поднимался ли вопрос, который всех будоражит, относительно выборов главы Росгосцирка?
— Моя личная рекомендация простая: кто бы ни пришел (не исключаю такого, что придет человек, которого мы не знаем), он должен отработать по первому контракту не более года, и тут же обязать его выдать результат! Потому что, получая контракт на
— Увидим ли мы вскоре вас во главе какого-нибудь цирка, скажем, на Вернадского?
— Мне 35 лет, и про будущее можно говорить до бесконечности... Наверное, когда-нибудь придет время, когда братья Запашные (не хочу говорить только про себя) что-то возглавят. Что касается цирка на Вернадского — сначала я хотел бы, чтобы навели порядок в Росгосцирке. А цирк на Вернадского — это вопрос будущего... далекого или близкого, не знаю. По той информации, которая у меня есть, выборы там хотят проводить уже в этом году. Я пока не принял никакого решения.