Во-первых, председательство в жюри столь знатной особы придавало конкурсу особенный шик, ибо история восьмилетнего судейства Полы в шоу талантов American Idol превратило ее из просто поп- и дэнс-иконы в икону всех телевизионных конкурсов подобных форматов, которые за последнее десятилетие кардинальным образом изменили лицо и перетасовали тренды, традиции и тенденции поп-индустрии во всем мире. Во-вторых, г-жа Абдул осталась одной из немногих действующих поп-звезд мирового масштаба, еще не доехавших до России с собственными концертами, что делало ее присутствие на «Белых ночах» в Петербурге событием весьма эксклюзивного свойства.
Само жюри оказалось малочисленным, всего четыре человека, из которых три — чистейшей воды американцы, но благодаря качеству судей можно было сказать: мал золотник, да дорог. Затесавшийся инородным телом в эту компанию выходец из России и продюсер Дмитрий Закон, известный тем, что почти 20 лет насаждает в Германии и прочей Западной Европе российскую поп-музыку, имел все мотивы «затесаться», ибо в начале
Однако основные споры у Полы Абдул по поводу конкурсантов и оценок возникали не с г-ном Законом, а с ее соотечественниками — продюсером Марти Тудором и «живым классиком», родоначальником танцевального хип-хопа Turbo B, автором мегахита I’ve Got The Power, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса. Свой девиз «не играть по правилам, а менять их и создавать свои» мистер Турбо безо всяких поблажек применял к каждому конкурсанту, что держало, конечно, всех в напряжении, но в то же время любая скупая похвала воспринималась уже как ниспосланная с небес благодать. Он хвалил перуанских рокеров Amen, пообещал обязательно сделать дуэт из обладателя Гран-при итальянца Джанни Фиореллино и турчанки Фелисити Кайа, получившей спецприз жюри, а также предсказал большое будущее возрожденному фестивалю, который «сокрушит „Евровидение“, если станет настоящим Worldvision (то есть „Мировидением“)»...
В этой напряженной творческой атмосфере у Полы Абдул почти не было времени на то, чтобы точить лясы, к тому же помимо судейства она все дни репетировала собственный сет, с которым, к радости зрителей, выступила на закрытии фестиваля. Наконец, как пела ABBA, «когда все было сказано и сделано», довольная собой и всем, что ее окружало, г-жа Абдул поболтала с «ЗД» об итогах фестиваля.
— Пола, большая радость видеть вас на «Белых ночах» да еще в качестве председателя жюри! Вам не хватало адреналина на конкурсе American Idol?
— Ха-ха-ха! Адреналина, если он связан с творческой работой, для меня никогда не бывает в избытке. Я начала свою карьеру в 17 лет и была тогда тем, кого называют в шоу-бизнесе «молодым талантом», как нынешние конкурсанты. Я училась, осваивала секреты профессии прежде всего как танцовщица, а затем и как певица. Танец всегда был моей особенной страстью, и я достигла, пожалуй, самой высшей точки своей мечты, заслужив, помимо прочего, признание как профессиональный и востребованный хореограф. От этой работы я получаю колоссальное удовольствие, и да, адреналин. Мне всегда было интересно находить молодые таланты, поддерживать их советами, собственным профессиональным опытом. Поэтому я приехала в Санкт-Петербург, это часть моей увлекательной и интересной работы.
— Вы что-то знали именно о фестивале «Белые ночи», мечтали сюда приехать?
— Это стечение обстоятельств, которому, однако, я очень рада, потому что открыла для себя очень интересную и, полагаю, многообещающую с профессиональной и содержательной точки зрения историю. Все началось, когда я приехала в марте в Москву на благотворительный прием. Для меня это было очень важно не только потому, что я первый раз ехала в Россию, но и потому, что это была благотворительная акция. Собирать деньги на благотворительные нужды очень важно, и я рада, когда могу помочь в таких вещах. Звезды должны делать все возможное, если дело касается помощи детям, здравоохранения, борьбы с нищетой, бедностью, войнами. В мире, к сожалению, очень много серьезных проблем, и на публичных людях лежит большая ответственность. Тот вечер в Москве был очень ярким, запоминающимся, весьма успешным и прекрасным по атмосфере. Много впечатлений, открытий, общения. Организатор благотворительного вечера Владимир Киселев рассказал мне тогда и о фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга», пригласил возглавить жюри, ссылаясь именно на мой опыт в American Idol. Идея международного конкурса мне показалась интересной, тем более в России, что выглядело для меня еще и некоторой экзотикой. В общем, я согласилась.
— Не жалеете теперь?
— Наоборот, я рада, что приняла правильное решение! В марте мне понравилась Москва, но от Санкт-Петербурга я просто в восторге. Это один из красивейших городов мира, я даже не ожидала таких впечатлений, хотя слышала раньше, что этим городом восхищалась Мадонна. Белые ночи, архитектура, парки, дворцы, улицы, подсветка! Это фантастично! Конечно, это лишь антураж, который обрамлял сам фестиваль, и главное — я очень довольна, что стала участником этого события. Как профессионалу, мне важно, что я возглавляла конкурс весьма высокого уровня, который, честно говоря, превзошел мои ожидания. Очень качественный отбор участников, очень интересно, что они представляют разные страны и культуры, и при этом разнообразии все очень профессиональны и самобытны. Это было достойное соревнование достойных артистов.
— Отражает ли коллективная оценка жюри ваши личные предпочтения?
— У меня есть своя пятерка любимчиков, и в основном мои предпочтения совпали с финальным результатом. Однако, несмотря ни на какие симпатии, могу сказать, что все лауреаты абсолютно заслуженно получили свои награды. У каждого из них есть большие перспективы в карьере и творчестве.
— Насколько такие конкурсы, на ваш взгляд, важны и нужны?
— Я не знаю, как это устроено в России, но в Америке очень внимательно следят именно за музыкальными конкурсами, потому что это шанс для творческих людей заявить о себе, показать себя, быть замеченным, и даже не важно завоеванное место, если ты талант. На таких конкурсах часто рождаются большие звезды. Мне кажется интересной и с хорошими шансами на успех идея превратить «Белые ночи» в большой конкурс международного масштаба Worldvision, о чем мне с таким увлечением рассказывал Владимир (Киселев). Во всяком случае, сегодняшние результаты соответствуют самым высоким стандартам. Я рада и за обладателя Гран-при из Италии, и за албанскую певицу, уже покорившую и «Евровидение», а теперь и «Белые ночи», и за группу из Перу, которая так виртуозно напомнила о корнях «чистой» рок-музыки и блюза. Конечно, особо симпатизирую Тайлеру Конти, который завоевал первое место, — не только потому, что он американец, он очень самобытный и талантливый парень с прекрасным голосом.
— Кстати, о том, как становятся звездами после конкурсов, — буквально накануне вашего приезда в Москве прошел аншлаговый концерт Queen с Адамом Ламбертом, вашим недавним подопечным на American Idol. А ведь ему тогда не отдали победу на конкурсе...
— О, Адам! Это моя страсть! Поэтому я и сказала, что конкурсы важны не завоеванным местом, а участием, потому что в любом случае у тебя есть шанс показать себя. Когда Адам был на шоу (American Idol), вокруг него разгорались самые горячие споры, ломались копья. Не все члены жюри его любили. Я всегда с ними спорила, говорила: вы что, шутите? Это же один из лучших на сегодняшний день голосов, таких мы долго уже не слышали. Нам не нужна, говорила я, вторая Кристина Агилера или вторая Мэрайя Кери, они уже есть. А Адам абсолютно самобытен, в этом его сила. Я счастлива, что оказалась здесь пророком, была права, и моя поддержка пошла впрок.
— А чья поддержка помогла вам, когда вы были начинающей артисткой?
— Не могу сказать, что кто-то конкретно мне помог, но на меня влияли своим творчеством многие люди, на примере которых я училась, делала для себя какие-то выводы. Мне очень запомнилась давняя уже встреча с Джином Келли (звезда Голливуда 40–50-х годов, актер, хореограф, режиссер, певец, продюсер, герой знаменитого мюзикла «Поющие под дождем». — «ЗД»). Он был одним из моих кумиров, я создавала тогда свою балетную труппу, и мы случайно столкнулись в одном отеле, я стояла в холле, он спускался по лестнице. Я была несказанно рада видеть своего кумира так близко! Набралась смелости, подошла к нему. Мы долго говорили, я потом часто возвращалась в своих мыслях к этому разговору. «Если хочешь быть звездой, ты должна стараться», — напутствовал он меня. Кажется банальностью. Но он говорил с такой искренностью и от сердца, что эта мысль именно из его уст стала для меня настоящим откровением, которое потом мне очень помогало в жизни и работе.
— Ваше выступление на церемонии закрытия «Белых ночей» украсило фестиваль. Будут ли полноценные концерты в России? А то уже понаехали все кто ни попадя, а вы как-то скромничаете...
— Ну если вы станете моим менеджером... Ха-ха-ха! Конечно, я бы хотела вновь приехать в Россию. Для меня было откровением все, что я здесь увидела. Я кардинально поменяла свое мнение о России за эти две короткие поездки, которые у меня были в марте и сейчас. Мне нравится то, что я увидела, я довольна высоким уровнем мероприятий, в которых участвовала. Я была удивлена встретить здесь Майкла Болтона, которому вручала когда-то его две первые награды Grammy, и очень рада, что мы оказались с ним на одной сцене в Санкт-Петербурге, счастлива была встретить многих своих коллег — Мику, Анестейшу... В любой стране собрать таких людей на одной площадке нелегко. Это правильный и очень вдохновляющий вектор развития, я уверена, что у фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга» будет успешное и яркое будущее.
СПРАВКА «ЗД»
Пола Абдул — американская певица, продюсер, танцовщица, хореограф, актриса и телеведущая. В 1980-е годы прошла путь от болельщицы баскетбольного клуба «Лос-Анджелес Лейкерс» до личного хореографа кумиров MTV. Завоевав на этой ниве первые лавры и репутацию, занялась в конце 80-х сольной карьерой певицы. Шесть раз возглавляя главный чарт США Billboard Hot 100, Пола Абдул стала одной из пяти певиц, кто добился такого результата. Она получила премию Grammy в номинации «лучший видеоклип» за Opposites Attract, а также телевизионную премию Primetime Emmy Award за выдающиеся достижения в хореографии. Альбомы певицы разошлись тиражом более 30 млн. копий по всему миру. С 2000 г. она в течение восьми лет входила в состав жюри телевизионного конкурса American Idol.
Репутация Полы Абдул как признанного хореографа была заложена работой с братьями Джексон над клипом Torture. «Моя единственная проблема была в том, как учить их танцевать», — со смехом вспоминает теперь артистка. Впоследствии Пола стала хореографом концертного тура Джексонов Victory и большинства клипов Джанет Джексон эпохи альбома Control. Первый собственный видеоклип Get Up and Dance! Пола выпустила в 1995 году. В кинематографе ставила танцы для героя Тома Хэнкса в фильме «Большой», а также в фильмах «Поездка в Америку», «Джексон по кличке Мотор», «Джерри Макгуайер», «Бегущий человек», «Красота по-американски», «Любовь нельзя купить» и «Дорз» Оливера Стоуна. Также Абдул была хореографом на «Шоу Трейси Ульмана», American Music Awards, премии «Оскар» и в целом ряде рекламных роликов.