— Ты идеалист?
— Наверное, нет. Уже. Или еще. С такой точки зрения я себя не анализировал никогда, не хочу врать.
— Ты очень честно выступаешь по любому поводу: и о шоу-бизнесе, и о политике, и о жизни в стране в целом. Кому-нибудь правда может начать колоть глаза. Откуда такая безбоязненность?
— Вася Обломов начался с того, что я не испугался рассказать правду о российском шоу-бизнесе за четыре минуты художественным языком в песне «Еду в Магадан». Все последующие песни Васи Обломова были именно такими по своей сути. Я перестал что-то выдумывать в песнях, стал говорить то, что думаю. Просто в какой-то момент времени нашлись люди, которым тоже не безразлично то, что не безразлично мне, и мы стали работать вместе. К тому моменту, как мы выкладывали песню «С чего начинается Родина», были обнародованы только «Еду в Магадан» и «Кто хочет стать милиционером» — сатирические и довольно смешные. Песня «С чего начинается Родина» вообще не смешная, мы обсуждали, надо ли ее выкладывать, думали, что это вообще не будет нужно и это никто не поймет, потому что смеяться тут не над чем и незачем пересылать друг другу этот ролик в Интернете. Но, к нашему удивлению, песня получила резонанс и собрала кучу просмотров. Тогда, в декабре позапрошлого года, я решил собрать целый альбом из песен разговорного жанра, что у меня накопились к тому времени, и делать Васю Обломова полноценным музыкальным проектом. Через год был выпущен альбом «Повести и рассказы». Кстати, песня «С чего начинается Родина» была написана году в
— Дошутился?
— Я изначально воспринимал это все как шутку над шоу-бизнесом, Вася Обломов был развлечением. После того как вышла «Еду в Магадан», у меня взяли интервью, в котором я сказал все, что думаю вообще, и это интервью с историей про поездку в автобусе стало популярным. Потом песню стали ставить на радио, меня стали приглашать на телевидение: выступление на Первом канале, на НТВ с подставными алкашами-операторами. Везде присутствовал элемент абсурда. Например, было даже выступление под фонограмму между Стасом Михайловым и Софией Ротару на «Песне года». Когда мне дали этот приз, я сказал, что раз это случилось, то все, о чем я спел в «Еду в Магадан», — правда!
— Послушаешь твой альбом и видишь, как все вокруг ужасно плохо, печально, безрадостно, как размытое бездорожье где-нибудь в средней полосе России в марте. Зачем это все писать? Кому от этого будет лучше? Мы что, увидим, как мы серо живем, и ломанемся в Рим, в Ватикан, смотреть Сикстинскую капеллу? Мы же так и будем все это топтать.
— Не нужно стесняться называть вещи своими именами, даже если они ужасны и неприглядны. Надо уметь смеяться и над самим собой в том числе. Я недавно узнал, что в немецких учебниках для детей средней школы написано, что в фашизме, который был в Германии, виноват немецкий народ, а не один только Гитлер. Мне кажется, это очень важно, когда ответственность за свою страну разделяет каждый. Для чего я все это пишу? Я так чувствую и не могу молчать. При этом учить людей жизни нет никакого желания. Но считаю, что если в произведении ставится какой-нибудь актуальный вопрос, то это произведение было написано не зря.
— У тебя всегда было очень много творческих коллабораций (по-русски — дуэтов, совместных проектов, но сейчас так уже никто не говорит), и до Васи Обломова мы помним твою работу с Вячеславом Бутусовым и даже Михаилом Боярским. А уж Вася Обломов с кем только не работал... Хочется от тебя лично услышать обо всех этих содружествах. Например, как началась история вашего вокально-оппозиционного трио с Собчак и Парфеновым?
— «Дождь» обратился ко мне с формулировкой «сделайте что-нибудь» в рамках еженедельной передачи Ксении Собчак. Я минут за 30 сочинил текст, который стал текстом песни «Пока, Медвед!», и предложил, чтобы Ксения Анатольевна прочитала это как стихи на фоне моего портрета, была бы такая пародия на «Гражданин поэт». Им показалось, что это не совсем то, что нужно. На тот момент я думал, что музыкальный дуэт с Ксенией Собчак — это не то, что нужно мне, потому что присутствие в моем творчестве всех людей, с которыми у меня до этого были так называемые коллаборации, было оправданно, как краски, которые придают некий особенный оттенок. Я уже был готов похоронить эту идею с Собчак. Но снова позвонили с «Дождя» и сказали, что Леонид Парфенов прочитал текст и хочет предложить свои услуги в качестве ЭмСи. Я попытался представить, понял, что это будет выглядеть настолько дебильно, что даже прикольно. Музыку я написал в тот же день, на следующий день мы записались в студии. И когда пришел Парфенов, первое, что я у него спросил: «Зачем вы согласились?» И то же самое я спросил у Собчак. Они сказали, что это классно, им понравилась затея. Так мы сделали трек и выложили его за несколько дней до президентских выборов. Потом мы пришли к выводу, что дальше нужно будет делать песню про другого человека, и сделали еще трек. Вчера мы выступали на «Серебряной калоше» и впервые исполнили эту песню живьем.
— Расскажи про свою работу с Михаилом Ефремовым. Ваша совместная деятельность ведь не заканчивается инсценировкой в клипе «УГ», когда известный актер половину ролика тужится на унитазе с газетой в руках.
— Изначально у меня было предложение к нему только на эпизодическую роль в этом клипе. Но Михаил Олегович послушал песню, посмеялся и сказал: давай-ка я буду это так делать, как он в итоге в клипе делает. Я сказал «давайте» и через два дня придумал, как это обыграть и снять одним планом. Это было нашим знакомством. К тому моменту, как мы познакомились, он знал о существовании Васи Обломова и даже какие-то песни слышал. Потом осенью мне позвонили и сказали, что Дмитрий Быков для «Гражданина поэта» сочинил рэп про Юлию Тимошенко от лица Гоголя и нужен бит. Я был в этот момент в городе Великие Луки, быстро сочинил, на следующий день приехал в Москву, записал, на следующий день Ефремов читал рэп, и вот эти вот присказки Ефремова в ролике: «Гоголь здесь!» — это я его научил, — смеется Вася. — А потом был финальный концерт «Похороны гражданина поэта», где был прекрасный состав, и меня попросили вместе с Михаилом Ефремовым исполнить этот рэп, и он бегал по сцене в образе Гоголя, а я был одет украинским хлопцем и тоже читал этот рэп. Говоря обо всех коллаборациях, с Васей Обломовым мне интересно все, здесь абсолютная творческая свобода.
— Были какие-нибудь позитивные отзывы от настоящих музыкантов?
—Да, много разных людей высказывались на мой счет крайне позитивно. Меня по-хорошему удивило, когда Юрий Шевчук сказал, что ему понравился мой альбом.
— А из-за громогласного отзыва Константина Кинчева в нашей газете об оппозиционном блоке, включая Pussy Riot, обидно было?
— Нет. С этим человеком мне давно все понятно, я думаю, что каждый из нас должен отвечать за свои поступки и прежде всего быть честным с самим собой. Репутация, как девственность, теряется один раз и навсегда. Все мы помним «Голосуй или проиграешь», когда Константин Кинчев почти со всеми русскими рокерами ездили по нашей необъятной родине и агитировали голосовать за власть, которая тупо платила им за это деньги. А потом мы помним, что Константин Кинчев (на концерты которого я в детстве ходил за деньги) пел на Красной площади «Небо славян» в тот день, когда вход на Красную площадь был по пропускам для нашистов и прочей кремлевской мелюзги. За время путинского правления Константин Кинчев был крайне лоялен к власти. По словам очевидцев, портрет Путина висел у Кинчева дома. Я этого не видел, мне это сказал один очень известный рок-музыкант. Насколько мне известно из того же источника, один из альбомов Кинчева записывался на деньги фонда «Наше время», который спонсировался из Администрации Президента. Причем причиной спонсорской помощи была «анти-оранжевая» песня «Власть», клип на которую все могут найти в сети. Так что довольно цинично было со стороны Константина Евгеньевича продавать этот альбом людям, если он был записан на деньги налогоплательщиков. Скорее всего, он об этом не задумывался. Есть и другие истории подобного плана о Константине Кинчеве, после которых его авторитет для меня лично пошатнулся. Да и на «Ютьюбе» доступен для просмотра его клип с песней «Власть». Теперь, когда он вдруг говорит, что ответ на вопрос о честности выборов может дать только улица, я не могу адекватно оценивать мнение человека, который пел для нашистов на Красной площади, который был дружен с Администрацией Президента, пел песни против «оранжевой чумы»... Что это было вообще?
— Многие люди меняют свое мнение и каждый раз говорят честно, от всей души.
— Может быть, он уже и поменял свое мнение... Но каждый из нас должен нести ответственность за свои поступки прежде всего перед самим собой. А что касается девочек из Pussy Riot, то христианство, Константин Евгеньевич, учит прежде всего милосердию. И вообще я считаю, что артист не имеет морального права агитировать, я ходил на Сахарова, бывал на политических мероприятиях, но чаще всего как гражданское лицо, иногда как музыкант. Я не агитирую людей, не говорю, как надо жить, не веду их за собой, не указываю, за кого голосовать. Кто я такой, чтобы наставлять всех на путь истинный? Много предложений на участие в политических акциях я слил просто потому, что меня звали выступать «в поддержку того, кто против „Единой России“». Я сказал: «Я поддержал бы только того человека, который против „Единой России“, но которого сам бы поддерживал. И абсолютно бесплатно». Многие ругают Юрия Шевчука, да, к нему можно по-разному относиться, но этот человек не предал своих идеалов. Он отказался ехать в тур «Проголосуй или проиграешь», финансово он тогда, конечно, проиграл, но в перспективе он выиграл. Так как остался одним из немногих, кому удалось сохранить собственное лицо. И это, конечно, заслуживает уважения.
— Давай, наконец, про музыку поговорим.
— О чем разговаривать? Ее уже давно нет!
— А как же премия МУЗ-ТВ?
— Ее тоже уже нет.
— Ну хорошо, скоро премия «Степной волк» Троицкого, которая вроде бы как считается адекватной и объективной. И ты, кстати, в этом году есть среди номинантов.
— Да, но мне кажется, в глобальном смысле российская музыка (долгая пауза) умерла. А то, что сейчас происходит, — это то, что мы все пляшем на ее похоронах. Не появляются большие звезды, интересные имена — все обмельчало, и не только в России. Я пришел на какую-то премию, где, типа, звезды ходят. Оглянулся и посмотрел — кто все эти люди? Не найдя ответа, я решил больше на такие мероприятия не ходить. У нас в стране нет звезд. Если в журнале публикуют фотографию, а внизу пишут «такая-то, такая-то», а в скобочках «певица», это еще не делает ее певицей. Я не могу представить себе лица поклонников, например, Анжелики Агурбаш. Как они выглядят? Где они живут? Кто эти люди?
— Музыкальный продюсер Максим Фадеев, например, утверждает, что все еще можно спасти. Если взять и обязать все радиостанции 50 процентов эфира отдавать российской музыке. Он считает, что благодаря этому молодежь бросит колоться и бухать и потянется к музыке.
— И настанет глобальный непобедимый гребаный стыд... Может, Максим Фадеев пошутил? Я не слышал об этом, но мне кажется, это бред... Советую ему съездить в Белоруссию и посмотреть, как поднимается белорусская музыка благодаря такому закону. У них же 70 процентов белорусской музыки в эфире. Пугачевой у них в эфире столько же, сколько Мадонны. Ты бы послушала их радио! Это интересное впечатление...
— Но ты же тоже делаешь музыку.
— Я не совсем музыкальный персонаж, Вася Обломов — околомузыкальный проект, я рассказываю тексты под музыку и не считаю, что через меня с народом говорит Бог.
— Что будет происходить в нашей стране дальше? Твой честный прогноз.
— Музыка в каком-то виде существовать будет, не будет Стаса Михайлова, так будет какой-нибудь Игорь Роскошный... Цены на ЖКХ вырастут, цены на нефть упадут. Тебя интересует мой политический прогноз?
— Почему нет?
— Начнем с того, что я считаю, что выборы Президента России были честными. Не в том смысле, что честно посчитали количество бюллетеней, а с той точки зрения, что из всей массы людей, проголосовавших за эту власть, есть часть людей, которые искренне «за». Есть часть людей, которые по убеждениям голосовали, есть часть людей, которые голосовали за деньги, вбрасывая бюллетени, есть люди, которые тупо фальсифицировали выборы. Все же понимают, что это не Путин с Медведевым сидели в темном подвале и перекладывали бюллетени из одной пачки в другую. Глобально тем, что 5 марта миллионы людей не вышли на площади и смирились с таким ходом вещей, они тем самым выбрали существующую власть. Поскольку я выступаю за демократию, надо с этим мнением считаться. Тем учителям, заботливыми и нежными руками которых совершались фальсификации, я желаю еще более низкой зарплаты, еще более унизительной пенсии. Они это заслужили своим трудом на этих выборах. Это их личный выбор. Это все к вопросу о том, что ответственность за происходящее в стране должны разделять граждане, а не лично Путин или лично Медведев. Дальше ситуация простая. Есть часть людей, которые не согласны с происходящим, у них есть два варианта. Первое — это становиться экстремистами, радикализировать процесс, призывать к революции и так далее. В этом случае власть будет вести себя жестоко, всех подавит и будет права по закону. Второй вариант — это идти в народ и объяснять людям по всей стране, что так жить нельзя, мы все хотим, чтобы у нас было хорошо, а благодаря тому, что у нас такая власть, мы не можем жить. Это неблагодарное дело, в конце XIX века народ в таких случаях поднимал на вилы. Что будет на самом деле. Протестное движение так и будет барахтаться, будут происходить какие-то локальные митинги... Но Путин не уйдет, потому что его признало мировое сообщество, его признали все члены предвыборной гонки, у него армия, полиция и госаппарат и, самое главное, население, которое за стабильность и не бунтует в глобальном смысле. Это делает его легитимным Президентом России, нравится он мне или нет. Но появятся радикалы, которые в качестве национальной идеи выдвинут единственную возможную сейчас идею «Россия для русских». После какой-нибудь случайной провокации, типа того, что какой-нибудь чеченец убьет русского, все загорится от случайной вспышки.
— Так и что же делать?
— С точки зрения несогласного с режимом человека, я считаю, что надо требовать конкретных реформ. Хрен с тобой, будь президентом, но делай так, как нужно людям. Если поднимут цены на ЖКХ, все должны выйти на площадь и требовать отмены этого. После этого рабочий из Перми и токарь из Тагила поймут, что это касается их. Потому что глобально людям плевать на то, кто там у власти, плевать на деньги Шувалова и коррупцию в стране. Из-за того, что какие-то госзакупки остановлены, люди не чувствуют, что у них прибавилось денег. Как только человек увидит, что требования к властям соотносятся с его жизнью, он поймет, ради чего все это. А в том виде, в котором это сейчас происходит, это несерьезно. Телевидение очень легко может интерпретировать все как то, что это просто бездельники в парке собрались. Надо быть реалистами и ставить выполнимые цели. Можно обклеить Кремль белыми лентами, выкрасить себя в белый цвет, встать, взяться за руки, три раза обернуть Садовое кольцо, зачекиниться каждый на своем месте, написать об этом в «Фейсбуке» и «Твиттере», много статей об этом опубликовать... Но история не знает ни одного примера, чтобы в нашей стране власть менялась мирным образом.