Итак, Юрий Бутусов (главреж Театра им. Ленсовета) хорошо известен в Москве как постановщик на самых центровых площадках — МХТ им. Чехова, Табакерка, «Сатирикон». Кстати, за спектакль «Чайка», выпущенный в «Сатириконе», Бутусов недавно получил «Золотую маску». И тут же стал виновником скандала, «жертвой произвола» культурных властей Санкт-Петербурга. Дмитрий Месхиев вызвал главрежа Бутусова «на ковер» и предложил подписать контракт, «в который должен быть включен пункт, запрещающий ему вести какую-либо творческую работу вне стен театра».
Первый звонок Дмитрию Месхиеву:
— Дмитрий Дмитриевич, чем разрешится конфликт с Бутусовым?
— А я никакого конфликта не вижу... это какой-то абсурд. У нас с Юрием Николаевичем был предварительный разговор. Никаких ультиматумов я ему не ставил, никаких контрактов не заставлял подписывать. Он сказал, что подумает... ушел. И вдруг появляется письмо! Сейчас он по штатному расписанию является лицом, подчиненным директору. Я же предложил ему стать худруком, объединяющим как творческое, так и административное руководство.
— А как же тот самый пункт, что ему запрещено ставить на стороне?
— Могу воспроизвести свою фразу дословно: «Юра, предлагаю возглавить театр в полном смысле слова, единственное, что я прошу — это посвятить
— А откуда вообще пошла вся эта буча с Бутусовым?
— Я вам скажу, откуда. В течение нескольких последних месяцев я слышал от разных театральных деятелей, что главреж, исправно получающий, между прочим, приличную зарплату, практически в театре не работает...
— Но он, вероятно, привлекает других режиссеров...
— Привлекать привлекает, но, пригласив фигуру такого масштаба на этот пост, мы вправе ожидать, что и он лично поработает на театр? Один из (не своих, разумеется) спектаклей он принимал по скайпу, даже не приехав в Питер. Другой увидел за три дня до премьеры, когда и изменить ничего было нельзя. Вот я ему и сказал: Юра, подумай. Поймите, если бы я захотел его уволить, я запросто мог бы это сделать, руководствуясь статьей, по которой можно уволить без объяснения причин. Но у меня и в мыслях не было. Мы с Бутусовым знакомы много лет. Я шесть лет назад еще прежнего вице-губернатора Тарасова убеждал, что после смерти Владислава Пази возглавить театр должен Бутусов. Потом самого Бутусова уговаривал. Поэтому все эти обвинения о «кабальных условиях», о «выживании таланта» яйца выеденного не стоят. Более того, я уверен, что сам Юрий Николаевич это письмо (обращенное к Полтавченко) не инициировал.
— Ну хорошо, а чем все закончится?
— Он должен сделать выбор — либо заниматься театром, либо быть свободным художником. Увольнять, повторяю, его никто не собирается.
Звоним, разумеется, в театр. Директорский телефон молчит, трубку берет завлит Ольга Варганова. Она уверяет, что весь театр «абсолютно за Бутусова».
— Да, но все-таки смущает тот факт, что за полтора года он действительно не поставил ни одного спектакля...
— А нас не смущает. И не за полтора года, а за год и два месяца, два из которых у нас был отпуск. Это мы просили Юрия Николаевича прийти, мы его приглашали. И он сразу сказал, в том числе и в комитете по культуре, что у него есть долги, которые он обязан отдать. За это время он выпустил «Чайку» и еще один спектакль. Плюс будет ставить в Москве, в Театре им. Пушкина... но у него уже был на руках этот контракт! Он так и сказал на сборе труппы: у меня долги, я сразу не смогу!
— Но что-то он будет делать в Театре им. Ленсовета?
— Он начал зимой репетировать шекспировского «Макбета», предполагаемый выпуск — в августе или в сентябре. Когда его не было — оставлял режиссера, ребята готовили этюды, он приезжал, смотрел, делал замечания, исправлял.
— Внутри самой труппы нет раскола?
— Внутри самой труппы есть один человек — артистка Катя Лопатина, которая находится в состоянии суда с театром. Она против Бутусова. И Месхиев с этим человеком имеет дело, используя ее в своих целях. Каких — непонятно. Почему-то ему не хочется, чтобы Юрий Николаевич был в городе.
— А что, есть другая кандидатура на театр?
— Есть. Но назвать ее не могу, а то на меня просто подадут в суд.
— Дмитрий Месхиев только что клялся и божился, что увольнять не собирается.
— Если бы он не собирался, то не ставил бы условий. Он же понимает, Юрий Николаевич не подпишет. Нам обещали в Смольном, что разберутся, подойдут индивидуально. Договор с театром у Бутусова на 5 лет.
С одной стороны, Бутусов честно выполняет свои прежние обязательства перед московскими театрами. Но одна пикантная деталь: с Пушкинским театром Юрий Бутусов заключил договор на постановку всего семь месяцев назад, уже будучи главрежем. «МК» также стало известно из своих источников, кто якобы претендует на руководство театром — это Василий Сенин, прежде ставивший в «Ленсовете». Но в любом случае его шансы возглавить театр после разыгравшейся бури крайне невысоки.
Резюмируя, можно сказать, что этого скандала могло бы и не быть, если очень востребованный в России и в мире режиссер не согласился бы стать главрежем театра им. Ленсовета. Потому что руководство, что ни говори, требует и присутствия на месте и ответственности. И ради справедливости отметим, что даже в самой труппе (это следует из наших контактов с артистами) далеко не все поддерживают стиль управления г-на Бутусова.