— Александр, вы говорите, «Самоубийцы» — жизнеутверждающая комедия. Объясните: это как?
— Есть явление, с которым, к сожалению, не справляются ни социум, ни школа, ни церковь, — это самоубийство. Большая трагедия нашего времени. Печальнейшая статистика: у России второе место в общем в мире, первое — среди подростков. Специалисты уверены: это показатель состояния общества. Но пока они поднимают перед обществом нерешаемые вопросы, мы с большой компанией талантливых, известных и состоявшихся профессионально людей взяли на себя смелость дать на них ответы. И используем инструмент, которым владеем, — искусство кинематографа, доступный и понятный всем комедийный жанр.
— И в чем же ответ?
— В кино мы просим наших зрителей отнестись к этому явлению по-другому. Я не думаю, что полуторачасовой фильм закроет брешь в отсутствии духовного образования. Но я уверен, что человек должен начать выяснение отношений с жизнью с себя. Особенно в тот момент, когда, как вам кажется, вас несправедливо обидели, оболгали, оскорбили; может, вас с работы уволили, потому что вы не своим делом занимались. Может, девушка вас бросила, потому что ваша девушка за углом — вы просто не успели до нее дойти.
— Так можно вообще без девушки остаться, если все время ее ждать за углом...
— А может, ваша встреча просто произойдет немного позже.
— Давайте тогда ближе к сюжету.
— Сюжет такой. Встретились два парня. Одного звали Крокодил Гена, другого — Чебурашка. Один был очень добрый внутри, но страшный снаружи. А другой вообще не знал, кто он такой, потому что нашел себя в коробке из-под апельсинов.
— Это хороший сюжет. А у вас какой?
— У нас точно такой же. Вот эти двое, Гена и Чебурашка, поняли, что в мире есть еще униженные и оскорбленные люди. И решили построить дом друзей, в котором собрались люди, чтобы свести счеты с обидевшей их жизнью, а она их не отпускает. Почему — зритель узнает постепенно. Картина наполнена калейдоскопом феерических событий и головокружительных приключений наших героев. Но главное — фильм «Самоубийцы» о том, что все в наших руках. Мы выбрали не менторский тон, а рассказали веселую историю о людях, которые, пройдя трудный путь вместе, вновь обрели смысл жизни. И из абсолютных лузеров превратились в тех, кто способен сам управлять своей судьбой.
— У Ника Хорнби есть роман «Долгое падение». Там тоже главные герои случайно встречаются на крыше, с которой собираются спрыгнуть.
— В нашем фильме есть много закодированных моментов для думающей части аудитории. И есть прекрасный аттракцион. Это история друзей, которые, приговорив себя к смерти, решили напоследок исполнить свои последние желания. И даже образовали вокруг себя целый клуб. А потом выяснилось, что ни одна причина для самоубийства не может иметь права на существование. Как только возникают любовь и дружба, ты начинаешь понимать, что самоубийство — в крайней степени безответственный поступок, исправить который уже невозможно.
— Жириновский потребовал запретить прокат ваших «Самоубийц».
— Это пример дешевого популизма. В таком случае Владимир Вольфович, как последовательный человек, должен потребовать немедленно запретить фильм «Девственницы-самоубийцы» Софии Копполы, картины «Убийство» Стенли Кубрика и, на всякий случай, «Насилие» с Орсоном Уэллсом в главной роли и «Кокаин» с Джонни Деппом. Список можно продолжать бесконечно. Такой подход к нашему кино напоминает цитату из недавнего прошлого: «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Причем, посмотрев фильм, детские психологи расценили его как антисуицидальную терапию, Российский фонд кино признал его социально значимым, блогеры написали, что если бы картина вышла раньше, то спасла бы не одну жизнь, а Жириновский, который фильм не смотрел, требует запретить его выход в прокат. Остается надеяться, что законопроекты он все-таки читает, а не судит по названиям.
— У вас очень молодой режиссер. Как же вы доверили ему такую внушительную актерскую группу?
— Мы, как продюсеры, решили: пусть с двадцатилетними разговаривают их ровесники. Но мы как бы «крышевали» Баранова. (Смеется.) Это было прикладное обучение, мы обсуждали конкретные вопросы. Пока спорили, менялся сценарий. И мы, имея понимание того, что хотим получить в итоге, давали ребятам добиться этого самостоятельно. Наши «Самоубийцы» — по-настоящему независимое кино. Все участники и создатели фильма, включая вашего покорного слугу, работали бесплатно и получат свои деньги только в случае успеха в прокате.
Наша задача была еще и в том, чтобы ровесники Егора не впадали в тотальное уныние от невозможности получить финансирование на реализацию своих творческих идей. Не понравилась ваша идея продюсерам? Есть два варианта: или продюсеры говно, или идея недостаточно хороша. Но вы попробуйте пойти к артисту. Если он уже достаточно сыт и если ему понравится идея, вдруг он захочет позволить себе потратить на удовольствие общаться с вами 35 съемочных дней. А когда вы заручитесь поддержкой артистов — идите в рентал. Скажите: у вас железо просто так лежит, дайте свет и камеру. Смотрите, какой у меня сценарий, какая идея и какие артисты! Это же может получиться интересное кино! И вот вам старый велосипед, который не нужно изобретать, — независимая американская компания. Мы работали именно по такому принципу. Никто бы не знал режиссера Тарантино, если б он в свое время не собрал такую же звездную компанию. И только когда уже все получилось, появились Вайнштейны и «Мирамакс» и финансировали все его работы в дальнейшем. А ведь можно было и остановиться, забухать от невозможности получить господдержку, а потом, истощив нервную систему алкоголем и наркотиками, забраться на крышу и спрыгнуть.
— Подарив сюжет для фильма другому молодому режиссеру...
— Таких историй, увы, и так слишком много. А вот история Егора Баранова, как и наших «Самоубийц», — очень жизнеутверждающая. Студент выпускного курса ВГИКа получил возможность снять блокбастер, у него собрались лучшие артисты российского кино — и продюсеры неплохие.