Наша «Жить» покоряет Роттердам

Автор «Волчка» снял новую «Жуть»

На 41-м Роттердамском кинофестивале показали фильм Василия Сигарева «Жить» — он в главном конкурсе. В других программах тоже много наших: «Сердца бумеранг» Николая Хомерики — в «Спектре», «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Охотник» Бакура Бакурадзе и «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой — в «Светлом будущем». Этот фестиваль отбирает дебюты, а также вторые фильмы режиссеров всего мира, работающих на территории авторского и экспериментального кино. Василий Сигарев — известный театральный драматург из Екатеринбурга. В 2008 году он своим кинодебютом «Волчок» о любви брошенной дочки к непутевой матери взял основные призы «Кинотавра» и выбил из колеи публику и кинематографистов. Новый фильм этого талантливого режиссера «Жить» уже успели прозвать новой «Жутью».

Автор «Волчка» снял новую «Жуть»

тестовый баннер под заглавное изображение

Конкуренцию Василию составят представители молодого кино Чили, Турции, Бразилии, Южной Кореи, Сербии, Мьянмы и других стран. Победителей будет трое. Каждый из них получит по статуэтке «Тигра» и денежную премию в 15 тысяч евро. «Жить» снимали в Суворове, под Тулой. Сценарий Василий написал сам, а в одной из главных ролей снялась его жена Яна Троянова, сыгравшая главную роль в «Волчке».

Фестивальный центр и кинотеатры Роттердама, где идут показы, пестрят яркими афишами. Нет только среди них фильма «Жить». Василий с Яной сами приклеили на стену написанный от руки листок с сообщением о показе картины. Объявление на английском языке, только «январь» почему-то вывели русскими буквами. Куда подевалась вся наша рекламная продукция, почему она не дошла в срок — не знает никто. Но в Роттердаме с ходу замечают инициативу и смекалку, так что листовку Сигарева уже оценили.

События на экране происходят страшные. Так что сердце сжимается от ужаса с первых минут, боль не отпускает. Смерть, тем более связанная с детьми, сама по себе убийственна. Герои к тому же постоянно говорят о цветных могилках. Здесь отмечают венчание в электричке, а потом там же фактически умирают. Вначале детей отбирают, живыми хоронят, а потом раскапывают. Люди мертвы при жизни в окружении настоящих покойников, с которыми едят пироги. «Нельзя умирать, понял, козлина?» — скажет героиня Яны Трояновой своему забинтованному мужу-мертвецу. И тот ее услышит, приляжет с ней и затихнет.

Мы разговариваем с Василием Сигаревым сразу после показа фильма для прессы.

— Не переступили ли вы границу дозволенного?

— Кажется, удержались на краю. Мы снимали сцену в автобусе, в котором везут гробы с девочками, и тогда мне стало страшно по-настоящему. Подумал о том, не далеко ли мы зашли. Но в гробах лежали муляжи.

— Родители-то как согласились на подобные сцены?

— Узнав, что мы задействовали муляжи, они спросили: «Чего, не могли заплатить, что ли, побольше?» Это финиш! Они настаивали на том, чтобы снимались их дочки, а не куклы. Когда я это услышал, ужаснулся. Но я бы не пошел на такое никогда. Есть суеверия по этому поводу.

— Мне в картине не хватило возможности перевести дух. Все беспросветно.

— Я хотел, чтобы у зрителя было такое же ощущение, как и у моих героев. Тогда они что-то переосмыслят, будут к чужой жизни относиться иначе. Цель будет достигнута, если, посмотрев фильм, кто-то поймет, что смерть — совсем не то, что нам показывали до этого, что она имеет такое страшное продолжение. После этого сесть пьяным за руль или запинать человека до смерти станет невозможно.

— Когда близкие уходят, для нас они все равно где-то рядом. В этом смысл возвращения неживых персонажей в «Жить»?

— Для каждого это по-разному. Но девочек мать выкопала по-настоящему из могилы. Мы же это видим, когда пожарные вскрывают погреб. Она их намазала зеленкой, искупала, накормила. История с выкапыванием не придумана. Был такой случай в семье моей тети, которая считала, что ее мужа похоронили живым, наняла бомжей — и труп раскопали. Я начал писать сценарий как ужастик, но в какой-то момент это показалось скучным. Может быть, и сделаю когда-нибудь жанровую короткометражку. А пока задумываю документальную комедию с нелепыми героями.

— Вы ушли в кино, потому что к театру потеряли интерес?

— От театра я подустал. Даже перестал ездить на премьеры своих пьес, потому что все однообразно. Хотя недавно по заказу Олега Табакова написал пьесу «Алексей Каренин», премьера которой скоро состоится. А кино — да, я еще не наснимался.

— Слышала, что вы организовываете свою студию в Екатеринбурге. Захотелось самостоятельности?

— Хочу контролировать процесс, чтобы не получалось так, что фестиваль идет, а я афиши рисую вручную.

— Получали ли вы предложения снять тот или иной проект не по своему сценарию?

— Да. Мне говорили, что, допустим, в сентябре надо приступить к съемкам, есть сценарий про чеченскую войну, а я еще не закончил свой фильм. Успокаивали, мол, ничего, успеем. Бюджет — 15 миллионов долларов. Если кино за такие деньги снимается, то нужно тем более нести ответственность за каждую запятую в сценарии, за всякую эпизодическую роль. Значит, надо лично присутствовать на кастинге. А не просто так — пришел, чего-то поснимал. Не хочу так. Это что, завод, что ли? Порочная система! Чувствую, что она скоро вместе с большими переменами в нашей жизни тоже изменится. Чиновников не волнует — выйдет фильм в прокат или нет. У меня несколько пьес брали, чтобы запустить дебютантов. Видно было, что хотят снять за половину бюджета, а остальное распилить. Хорошо, что ничего не состоялось. Снимут фильм за три копейки, получится отстой, а мое имя будет стоять в титрах. Зачем это надо? Недолго осталось веревочке виться, есть предчувствие, что скоро клубок распутается сам собой.

Роттердам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру