— Сезон начинается для нас сложно, — соглашается Галина Волчек, худрук «Современника». — Потому что вводы в спектакли в большом количестве. И планов у нас громадье. Вчера, после первого спектакля «Три товарища», которому 12 лет, я впервые увидела зал молодежи, которую мечтала всегда встретить на улице. Кто они, я не спросила, но все сложности и трудности при виде этого зала отступают.
— Галина Борисовна, пожалуйста, уточните, кто будет играть вместо Яковлевой — у нее все-таки четыре крупные роли в главных спектаклях «Современника»? Или вы их снимете?
— Все спектакли будут сохранены, ни один не сниму. Первым я начинаю ввод в «Пигмалион». Это будет Алена Бабенко.
— А ввод в «Пять вечеров» и «Играем Шиллера»?
— В «Пять вечеров» точно не Бабенко, а «Мария Стюарт»... Я жду режиссера спектакля Римаса Туминаса, он должен назначить актрису на роль Стюарт. Я знаю, но не скажу.
— Извините, я понимаю, что наступаю на больную мозоль, но...
— Это мне вообще не больно — уход двух артисток — по сравнению с тем, что было в прошлом сезоне. Я имею в виду отказ трех артисток от главных ролей в спектакле «Враги. История любви» (имеет в виду Лию Ахеджакову, Марину Неелову и Елену Яковлеву. — М.Р.). Я так переживала, что в конце концов попала в больницу. Это была настоящая боль. Почему Яковлева ушла — никто не может объяснить. Правильно сказал один из наших ведущих артистов: «Я комментировать ничего не хочу. Единственное, что могу сказать, — театр перед ними не виноват». А я могу добавить: «Счастливого пути».
— Но у Марины Александровой тоже достаточно ролей. Известно, кто ее заменит?
— Я взяла очень хорошую девочку. Это Светлана Иванова, она закончила ВГИК, и она заменит Александрову. Вообще, я не хочу говорить об Александровой: она оказалась не тем человеком, которого я в ней видела. Это моя большая ошибка.
— Кирилл Серебренников считает, что сейчас большая проблема с актерами от 35 до 40 лет — их нет. А вы как считаете?
— А я прибавлю к его счету: большая проблема с артистами от 50 до 60.
— Какой урок вы лично для себя извлекли из истории с уходом ваших актрис? Посмотрев на них, их примеру могут последовать другие.
— Пускай эти люди, которые захотят сделать, как они, немножечко подождут, посмотрят, что с ними (имеются в виду Яковлева и Александрова. — М.Р.) будет.
— Если честно, про планы говорить интереснее. Гарик Сукачев уже начал репетировать как режиссер?
— Он уже давно репетирует. Ставит пьесу «Анархия». Там будут заняты Михаил Ефремов, Василий Мищенко, Маша Селянская, Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов.
— Певцов перешел в труппу «Современника»?
— Нет, он приглашенный артист на роль в спектакле. «Анархия» выйдет в январе. К работе на большой сцене приступают Евгений Арье и наши молодые режиссеры, которые участвовали в проекте «Опыты» на Другой сцене. Когда меня спрашивают насчет преемника, я отвечаю: «Вы что, не видите? Я столько лет пытаюсь сколотить команду молодых режиссеров, которые после меня будут работать в «Современнике». И Катя Половцева, и Егор Перегудов, и Кирилл Вытоптов уже получили большую сцену. А на малой сцене у нас будут ставить студент ГИТИСа Павел Арсеньев и молодой режиссер из Литвы Габриэла Туминайте, дочь Римаса Туминаса.
— А Галина Волчек будет ставить?
— Я хочу попробовать себя заставить, но... Невозможно быть занятой в такой степени ежедневной, ежеминутной жизнью театра и при этом удалиться в небеса, чтобы ставить спектакль.
— А хочется?
— Если мне уж так и хотелось бы, то что мне делать с другими премьерами? С тем, что надо зарабатывать на их производство, на зарплаты актерам — они должны хорошо жить.
У меня хорошее настроение. Я не буду заниматься прошлым, я буду заниматься тем, чтобы зрительный зал, полный молодежи, которую я увидела вчера, остался с нами до конца.