Таганка работает последнюю неделю. Обстановка — экстремальная. Худрука нет, заведующего труппой — нет: его освободил от должности еще Любимов. Заболела актриса, нужен срочный ввод — кто этим занимается? Вопросы сыплются как снег на голову — и в самом театре, и в театральной Москве.
Вопрос о будущем Таганки для “МК” комментирует замглавы столичного Департамента культуры Андрей Порватов:
— Вопросы ликвидации театра или его слияния с “Содружеством актеров Таганки” Николая Губенко не рассматриваются. Театр завершает сезон 15 июля спектаклем “Маска и душа”, актеры уходят в отпуск, в котором пробудут до 16 сентября. До этого момента временно исполнять обязанности директора будет назначенный Любимовым Сергей Коротченков. А с 16 июля вступает в силу новый устав, где разделяются полномочия директора и худрука.
— Какие-то кандидатуры уже рассматриваются?
— Я вам зачитываю официальный релиз: “В создавшихся условиях торопливость неуместна”. В театре будет создан худсовет для определения художественной политики театра…
— То есть им дается самостоятельность в этом вопросе?
— Ну как самостоятельность? Худсовет как худсовет. Он в каждом театре может быть создан. Как совещательный орган. Кроме того, будет создан попечительский совет, куда войдут все заинтересованные в будущем Таганки, — с ним тоже будем советоваться.
— До 16 сентября вопрос с худруком прояснится? Ведь сезон надо готовить!
— Нет. А как? Люди-то в отпуске будут. С каким советом нам советоваться? …
Тем временем в отсутствие решений и достоверной информации Таганку паутиной оплетают всевозможные слухи. Например, на Таганку могут вернуться два бывших ее популярных актера — Николай Губенко и Вениамин Смехов. Большие сомнения: у Николая Николаевича свой театр за стеной, увы, не блещущий художественными достижениями. Смехов давно вкусил радости автономного плавания в искусстве: ставит как режиссер, делает чтецкие программы, ведет на ТВ программу. Реальным кандидатом может стать только Золотухин. Звоним ему.
— Валерий Сергеевич, ответьте: вы согласитесь возглавить театр?
— Я в аэропорту, уезжаю играть спектакль. Не могу отвечать. Не время.
— И все-таки — если бы такое предложение поступило?
— Я не рвусь на эту должность. У меня есть театр в Барнауле. Это позорная страница нашего театра, и хотя бы с нашей, актерской стороны она должна быть закончена прилично.
В театре, как нам рассказали люди, новость об отставке своего худрука приняли спокойно, без особой ажитации. Чего ликовать и праздновать победу, если проблемы налетают одна за другой. Уже заморожен сайт театра — надо заниматься им, заниматься предстоящими гастролями спектакля “Антигона” в Грецию. Тут важно, что греки подтвердили участие в гастролях Таганки без Любимова, но отправлять декорации, делать визы и решать кучу организационных проблем кому-то надо. Кому?
Труппа однозначно хочет Золотухина. Артисты говорят: “Он человек театра, знает его как свой дом и в течение пяти лет разруливал все проблемы”. Золотухин — авторитет бесспорный, но есть ряд обстоятельств: он руководит театром в Барнауле, участвует в антрепризных спектаклях, наконец, ему 70 лет. Но возрастной фактор, похоже, не смущает его коллег: “Видели бы вы, как он бьет чечетку, танцует…” Танцует он действительно потрясающе, поет замечательно, но руководить театром — совсем другое дело.
По нашим сведениям, сегодня большая группа артистов Таганки идет в Департамент культуры, чтобы убедить культурное начальство в необходимости как можно скорее принять решение о назначении Золотухина как единственно реальной фигуры и уже сейчас начать подготовку к следующему сезону.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
• Что будет с Таганкой без Любимова?
• Какой худрук нужен этому театру — человек изнутри или назначенный сверху?
Евгений МИРОНОВ, худрук Театра наций:
1. Я не мыслю Таганку без ее основателя. Вот если бы он подготовил себе смену… Но это сложно, не может же он сам себя клонировать. И таких театров в Москве, да и в Санкт-Петербурге, много, которые страдают от теней своих создателей. Это беда, которую надо все-таки решать.
2. Я думаю, что это должен быть режиссер со своим видением, но близким духу театра. Который будет делать свой, концептуальный театр, и не факт, что эти артисты там останутся и ему подойдут. Нельзя же труп бесконечно подкрашивать.
Марк ЗАХАРОВ, худрук “Ленкома”:
1. Прежней Таганки быть не может. Сумеет ли оставшийся коллектив самоорганизоваться для продуктивного репертуарного русского театра — очень большой вопрос. Желаю им попутного ветра, но, кроме пожелания, у меня ничего нет. Событий, похожих на Таганку, на моей памяти не было.
2. Без ответа.
Евгений ПИСАРЕВ, худрук театра им. Пушкина:
1. Таганка не погибнет, но будет медленно и вяло доживать.
2. Брать худрука из недр театра — это гибель театра. Золотухин — прекрасный артист, но так можно было бы и на театр Станиславского пригласить Коренева. Театр может возродиться только с приходом нового, молодого, амбициозного художника с, подчеркиваю, неограниченными полномочиями. Мне непонятно, почему у нас все время рулят артисты. С режиссерами заключаются договора на год, а артистов из театра только если вперед ногами вынесут… они считают, что театр — это их вотчина, ну не странно ли? Если выберут все-таки Золотухина — это еще раз подтвердит недальновидную политику властей.
Андрей ЖИТИНКИН, режиссер:
1. Театр по определению вечен, и Таганка останется. Но это будет другая Таганка. Ведь и до Любимова она была, об этом почему-то забывают. Любимов навсегда уже останется мифом, грандиозной личностью — кстати! — XX века. А в XXI веке должна открыться новая история Таганки.
2. Это театр с очень яркой авторской режиссурой, и сейчас интереснее не ворошить прошлое и ни в коем случае не искать лидера из актерской среды. А привлечь яркого режиссера, что прекратило бы всю их рефлексию и отчеркнуло бы предыдущий этап.