23 июня начинается второй этап II тура (новшество этого года) — ребята играют один из концертов Моцарта (по выбору) для фортепиано с оркестром. “Подыгрывать” им будет ГАКОР — камерный госоркестр п/р гобоиста Уткина, коллектив сильный, лажи не должно быть. Испытание не из легких: одно дело играть соло, другое — иметь ансамблевую практику; не раз было так, что суперкрутые виртуозы глупо спотыкались об оркестр и теряли первые места, которые все им взахлеб прочили. Это все равно что штангиста попросить не только взять вес, но еще и сбацать чечетку при этом. Тут уже наступает элемент лотереи. Завтра же — момент истины: из 8 выберут 5 финалистов, которые с 27 июня начнут триумфальную борьбу за места.
…Сам факт, что на столь сильном форуме в восьмерку попали два представителя Южной Кореи, уже удивителен. Так, 25-летняя Йол Юм Сон наряду с американкой иранского происхождения Сарой Данешпур — единственные девушки-участницы II тура, наши даже близко не подошли, есть о чем задуматься. А парни… помимо русских в гипотетическую тройку лидеров все более настойчиво напрашивается 17-летний Сёнг Чжин Чо — настоящий монстр рояля, способный с легкостью заткнуть россиян за пояс. Что он, будучи 14-летним, уже и сделал здесь в 2008-м, выступив на юношеском конкурсе им. Шопена: тогда почти все члены жюри (во главе с Николаем Петровым) отдали ему чистую первую премию с большим отрывом от серебряного призера Николая Хозяинова, даже не стали делить на двоих. Мы же связались с идеологом и худруком шопеновского конкурса тех лет — пианистом Михаилом Александровым:
— Чо — несомненно, фаворит “Чайковского-2011”. Обязан войти в тройку! Помню его игру, он всех потряс — так зрело в его-то годы интерпретировать сложнейшие произведения… Кстати, и Даниил Трифонов, тоже прошедший во второй этап,— некогда лауреат нашего “Шопена”, только пекинского. Да и Чернов у нас когда-то играл — так что вклад “юных шопеновцев” в нынешний КЧ — 25%. Очень рад за них. А Чо… отдельный разговор.
— Он недавно получил и I премию на престижном конкурсе Хамамацу.
— А что удивительного? Я работаю с корейскими пианистами 20 лет, сам даю там мастер-классы. Так вот, Южная Корея на сей день — одна из самых передовых фортепианных стран. У них такая же стройная система непрерывного музыкального образования с младых ногтей, как и у нас. Помню школу на 5000 детей — можете представить, сколь высока внутренняя конкуренция. Тот же Чо — он за пределами родины никогда не учился, 100% корейский продукт, его нынешний педагог в сеульской Школе искусств — уважаемая госпожа Шин, одна из лучших.
— Азиаты постоянно кивают нам, что для европейцев европейская музыка — родная, “она вам приелась, а для нас это нечто новое, совсем несвойственное, поэтому мы и ставим сверхзадачи, а вы — нет…”.
— Абсолютно справедливо. Специфика музыки, живописи и поэзии Востока в созерцательно-изобразительном начале. Что же касается драматизма, психологизма и глубины — это больше относится к европейскому искусству. Вот они-то его шаг за шагом и постигают при — подчеркиваю — колоссальной азиатской усидчивости. Нашим бы ребятам такую работоспособность! Короче, Чо — экстраординарное явление.
— Не долбежник?
— Да нет, упаси бог. В нем как раз тонкость, которой не хватает иным “ярким” с хорошей оснащенностью, но довольно грубым “помолом” игры. Кстати, вы знаете, Чо не мог играть на недавнем знаменитом варшавском конкурсе Шопена только по причине своего малолетства! А допусти его туда — расклад в финале был бы совсем иной… Вот мне только что звонила супруга Николая Петрова — он очень интересуется “Чайковским”. Так вот Петров сразу же после конкурса 2008 года Чо заприметил, приглашал на музыкальный фестиваль в Кремль, потом у Чо был сольный концерт в БЗК. Сила!
Материалы по теме: Грозы первого тура, Кого турнул Чайковский?, С такой игрой да в клавишный ряд?