Хроника взбесившегося автобуса

Для израильского аэропорта нашли место в Подмосковье

23 мая исполняется 90 лет режиссеру Георгию Натансону — создателю картин, ставших классикой нашего игрового кино. Его называют признанным мастером лирического сюжета, однако среди замечательных фильмов из этого ряда — “Еще раз про любовь”, “Старшая сестра”… — есть картина-исключение. Около 20 лет назад Натансон неожиданно для всех снял боевик “Взбесившийся автобус” — фактически первый в истории советского кинематографа художественный фильм, рассказывающий о реальном теракте.

Для израильского аэропорта нашли место в Подмосковье

1 декабря 1988 г. случилось страшное. В городе Орджоникидзе четверо бандитов во главе с рецидивистом Павлом Якшиянцем, захватив автобус, взяли в заложники 30 детей — целый класс вместе с учительницей. Террористы смогли добиться, чтобы их на самолете вывезли за границу — в “недружественный” Стране Советов Израиль. Однако членов банды все-таки удалось спустя несколько дней вернуть назад и надолго отправить за решетку. А буквально через год на экраны вышла новая кинолента Натансона, воспроизводящая те трагические события.

— Но ведь остросюжетное кино — не ваш жанр…

— За свою долгую жизнь в кинематографе я чаще всего экранизировал произведения наших замечательных драматургов — Розова, Рощина… — и никогда не снимал боевики. Но событие в Орджоникидзе меня так “пробрало”, что решил: надо людям рассказать, что преступники уже перешли все мыслимые грани, даже маленьких детей не жалеют. Через редакцию газеты я связался с автором статьи, из которой впервые узнал об этом ЧП, Кривомазовым и предложил вместе написать сценарий.

* * *

Откуда создателям фильма удалось узнать все закулисные подробности той “автобусной” трагедии?

— Я работал обозревателем в “Правде”, — рассказывает Николай Кривомазов. — Подробности первого этапа этой небывалой истории мне рассказал замминистра МВД Северной Осетии. Позднее кое-что помог узнать мой знакомый — майор-чекист, который курировал МИД. А о некоторых моментах услышал от самого генерала Бобкова — заместителя председателя КГБ. Именно Бобков рассказал, что сначала террористы решили лететь в Пакистан, а потом передумали и “заказали” другую страну — Израиль… Между прочим, сотрудники спецслужб упомянули и такой любопытный штрих, который нигде в официальных сообщениях не фигурировал: узнав, что захватившие их “дяденьки” хотят погрузить автобус в самолет и лететь в Израиль, кое-кто из ребят-заложников поначалу даже обрадовался: “Ура! Нас повезут за границу! “— несмышленыши еще не понимали, какая смертельная опасность им грозит…

— У меня была возможность присутствовать на суде по делу банды Якшиянца, — делится воспоминаниями Георгий Натансон. — Я там был с самого начала и вплоть до дня объявления приговора. Много важных моментов стало ясно из ответов самих обвиняемых на вопросы судьи, прокурора, адвоката. А после заседаний мы несколько раз разговаривали с женой главаря Тамарой. Шли в ближайшее от здания суда кафе, садились за столик, и она рассказывала. В том числе о том, откуда взялась сама эта чудовищная идея — взять в заложники детей. Оказывается, Павел обожал их маленькую дочку, всячески оберегал, не доверяя жене даже купать ее. Вот эта запредельная любовь, странным образом преломившись, и породила в голове рецидивиста мысль взять в заложники для обеспечения бегства за границу именно детей…

* * *

— Сценарий написали очень быстро — буквально через несколько дней после завершения суда над бандитами он уже был готов. Теперь предстояло получить “добро” на фильм в официальных инстанциях. Я отправился к председателю Госкино Медведеву. Ему сценарий понравился, однако на мое предложение снимать финальные события там, где они реально происходили — в Израиле, — он возмутился: “Какой Израиль?! У СССР нет с ним дипломатических отношений — кто вас туда пустит?! Да и где взять валюту, которую вы просите для этого? …”

Тогда пришла в голову идея обратиться за помощью к директору “Совэкспортфильма”. Показал ему фрагменты картины, которые мы уже успели снять, и попросил помочь с деньгами на съемки в Израиле. Директору увиденное понравилось: “Материал прекрасный. Деньги я дам, но, конечно, не полмиллиона, как вы просите, а 20 тысяч долларов”.

Когда финансовый вопрос хоть по самому минимуму удалось решить, предстояло добиться разрешения на поездку в “запретную” для советских граждан страну. Сумел попасть на прием к заместителю министра иностранных дел, объяснил ему суть дела. Тот нажал кнопку звонка, и в кабинет входит молодой мужчина, которому замминистра и поручил связаться с Израилем и все уладить. Нашего мидовского куратора звали Игорь Иванов. Через несколько лет он возглавил министерство, а тогда мы несколько раз встречались, пока по дипломатическим каналам решались все организационные проблемы.

В “разведывательную” командировку поехали втроем: я, директор картины и главный оператор. Мы оказались первыми кинематографистами из СССР, которые побывали в Израиле… По прилете в аэропорту Бен-Гурион сразу попали в зону жесткого контроля, а “допрашивали” нас молодые симпатичные девушки в форме. Их интересовали цели приезда, наличие знакомых в стране…

Но, конечно, когда летел из России самолет с террористами, израильтяне готовили им куда более серьезный прием. Одних “скорых” в аэропорт пригнали 65 штук, а главное — танки, бронетранспортеры, многочисленные армейские подразделения. (Местное руководство полагало, что история с захватом заложников и бегством из Страны Советов может оказаться лишь “легендой прикрытия” для обеспечения высадки русских десантников. ) И все это нам предстояло воспроизвести в нашем фильме. А денег-то мало!

Надеясь на помощь израильских силовых структур, я записался на прием к министру обороны. Однако в секретариате сообщили, что его сейчас нет в стране, и меня примет замминистра иностранных дел. Встреча состоялась в маленьком особняке в центре Тель-Авива, а звали моего собеседника Биньямин Нетаньяху…

— Тот самый, будущий израильский премьер-министр?

— Совершенно верно. Я обратился к нему с просьбой восстановить для съемок ту обстановку, которая была в аэропорту во время прибытия беглых террористов из СССР, — чтобы стояли танки, спецназ… В ответ Нетаньяху отрицательно покачал головой: “Это невозможно. Слишком дорого”.

Когда вернулись в Москву, я решил обратиться в КГБ. Подумал: ведь наш фильм рассказывает о работе сотрудников госбезопасности — почему бы им не заинтересоваться этим проектом и не оказать содействие? Меня пригласили к одному из заместителей председателя КГБ. Разговор получился весьма лаконичным и результативным. “Что вам требуется для съемок? “— “Нужны израильские автоматы “Узи”. “Сколько? “— “Хотя бы сотня”. — “Можем дать и тысячу! “— “…Хотя бы три танка и пару бронетранспортеров”. — “Пожалуйста! “— “…И еще войска”. — “Роту? Батальон? Или лучше полк? Обеспечим! “В итоге все аэропортовские сцены мы снимали в Подмосковье, в “Шереметьево” — на запасной полосе, которая была свободна.

— А “натуральный”-то Израиль есть в фильме?

— Ну как же! Нетаньяху нам выхлопотал возможность снять несколько общих планов аэропорта Бен-Гурион и кадры со взлетно-посадочной полосой (наш оператор работал в паузах между прибытием самолетов). Кроме того, позволили снимать в “режимной” зоне около тюрьмы. Израильтяне все-таки раскошелились и выделили нам для съемок в картине настоящий полицейский автомобиль, тюремную машину и человек пять своих полицейских. Правда, из них лишь двое говорили по-русски, зато какой типаж попался в числе этих двоих! Еврей-грузин! В фильме он загоняет террористов в “автозак” и полемизирует с главарем Пашей, пожелавшим вдруг, ради спасения собственной шкуры, принять иудейскую веру…

* * *

— В кадрах фильма можно увидеть и подлинных “действующих лиц” “автобусной” истории — благодаря помощи “Аэрофлота”. Нам предоставили для съемок тот самый транспортный “Ил-76”, на котором везли в Израиль автобус, захваченный Якшиянцем и его подельниками, и даже нашли управлявших им тогда летчиков, не побоявшихся стать фактическими заложниками вооруженных бандитов. Члены того героического экипажа (а он уже был расформирован) вновь собрались вместе на съемочной площадке. Я доверил им сыграть в некоторых кадрах фильма самих себя (лишь роль одного из пилотов, более насыщенную действиями, исполнил “подставной” — актер Александр Кузнецов) …

— Во “Взбесившемся автобусе” снялись многие наши известные актеры, причем некоторые — даже в крохотных эпизодах: Аристарх Ливанов мелькнул единожды в роли советского посла в Пакистане, Борис Щербаков “отметился” в нескольких кадрах сотрудником нашего МИДа…

— Состав подобрался действительно звездный: в главных ролях — Ивар Калныньш (полковник Орлов) и Игорь Бочкин (Паша Мелкоянц); жену бандита Тамару сыграла великолепная Анна Самохина; Эммануил Виторган перевоплотился в сотрудника израильского МИДа господина Анука; Амаяк Акопян бесподобно изобразил уголовника по кличке Жила… Именно во “Взбесившемся автобусе” состоялся кинодебют Игоря Верника (он сыграл в эпизоде сотрудника израильских спецслужб). А на роль учительницы Натальи Владимировны я пригласил недавнюю выпускницу ВГИКа Анну Тихонову — дочку знаменитого актера. (Помню, когда картина была готова и я пригласил Славу Тихонова на просмотр, он сказал: “Я всегда с интересом смотрел фильмы, в которых сам играл, но так волнуюсь, сидя перед экраном, как сейчас, впервые в жизни…”)

— Когда “Взбесившийся автобус” был готов, его, конечно, показывали израильтянам?

— И не только израильтянам. Началось с того, что по инициативе Игоря Иванова, который уже стал министром, в МИДе организовали просмотр нашего фильма для всех зарубежных послов, и он завершился дружными аплодисментами. Специальный сеанс состоялся для “главного зрителя” — нового премьер-министра страны Нетаньяху. В конце, похвалив фильм, он спросил меня: “Кто же из наших богатеев дал вам деньги на съемки? “— Нетаньяху был совершенно уверен, что все “бен-гурионовские” кадры сняты в Израиле. Пришлось его разочаровать: “Нет, господин премьер-министр, это не ваши миллионеры, это советский КГБ все организовал! И съемки происходили на территории СССР”. — “О-о! Какой же у вас в России богатый КГБ! “

Потом “Совэкспортфильм” очень успешно реализовывал эту киноленту за рубежом. “Взбесившийся автобус” купили многие страны. Наша картина оказалась единственным в ту пору советским фильмом, который приобрели даже США для показа в кинотеатрах и для распространения на видеокассетах.

“МК” еще раз поздравляет Георгия Григорьевича Натансона с юбилеем!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру