“Евровидение” распрощалось с Европой

А Россию затянуло в киркоровскую пугачевщину

Победа Азербайджана над “Евровидением-2011” ознаменовала важную веху — на 57-м году своей истории европейский конкурс впервые окажется в Азии. Однажды этот рубеж был почти взят — в Стамбуле в 2004 г., но тогда “наступление” остановилось на берегу Босфора, разделяющего два континента. Больше всех (помимо, разумеется, ликовавшей азербайджанской делегации) в Дюссельдорфе радовался единственный журналист из Индии. “В Баку нам гораздо ближе добираться!” — удовлетворенно констатировал он на итоговой пресс-конференции. Зато журналист из Австралии был обескуражен: “А вы не объясните, как к вам ехать и можно ли вообще это сделать?” — шутливым тоном задал он вопрос победителям конкурса, дуэту Элл/Никки.

А Россию затянуло в киркоровскую пугачевщину

«Виновником» всего случившегося тем временем можно однозначно назвать… Диму Билана. «МК», если кто помнит, еще в 2005 г. обнаружил у артиста «черный глаз», чему была посвящена отдельная заметка. Когда минувшей воскресной ночью на Esprit Arena в прямом включении из Москвы Билан открыл длительную процедуру объявления странами оценок, объявив, что свои 12 баллов Россия отдает Азербайджану, заданную установку уже не смогли преодолеть ни чарами, ни магией даже многочисленные гадалки и астрологи, которые ставили то на венгерку Кати Вульф, то на эстонку Геттер Яаани. Вслед за Россией лирический шлягер Running Scared отметили высшими баллами (от 8 до 12) Болгария, Кипр, Украина, Исландия, Австрия, Польша, Сан-Марино, Турция, Грузия, Хорватия, Румыния, Албания, Мальта, Португалия, Литва, Босния и Герцеговина, Эстония, Молдавия. По мелочи (от 1 до 7) надавали и другие. Общий результат 221 и внушительный отрыв в 32 балла от ближайшего преследователя — Италии. Как бы итальянцы, считающие себя поющей лучше всех нацией мира, вновь не хлопнули дверью «Евросонга» и опять не засели у себя в Сан-Ремо с обиженно надутыми щеками на 13 лет!

Между тем «Евровидение» в пятый раз за последние 11 лет возвращается на территорию бывшего СССР, и этот факт можно считать провалом политики Европейского вещательного союза, потратившего столько сил, чтобы преодолеть «восточный вектор», «блоковое голосование», вернуть конкурс в лоно старушки Европы, а голосованию стран — здравый смысл.

Впрочем, в Дюссельдорфе главный результат не вызвал громкого протеста, как было, скажем, с Биланом в Белграде. С одной стороны, все понимали, что голоса турецкой диаспоры после того, как сама Турция вылетела из полуфинала, станут весомым козырем в азербайджанской партии. С другой — дуэт Элл (Эльдар Гасимов) и Никки (Нигар Джамал) с качественной шведской песней, менеджментом и постановкой заслуженно снискал у наблюдателей и прессы позитивные оценки. С самого начала Азербайджан входил в список фаворитов конкурса. Единственное, что беспокоило журналистов на итоговой пресс-конференции победителей,— насколько безопасно и вольготно будет в Баку разудалой толпе «евровидийных» геев и не помирятся ли по случаю такого исхода «Евросонга» Азербайджан и Армения. На последний (как, впрочем, и на первый) вопрос Эльдар по-восточному витиевато ответил, что «музыка не знает границ, дарит любовь и должна всех объединять».

Однако на этом благодушие и согласие в Дюссельдорфе закончились. Громкому освистыванию и возмущенному топоту были подвергнуты итоги голосования чуть ли не половины стран. Чем занимались т. н. профессиональные жюри, которые, по задумке ЕВС, должны были судить в пику телеаудитории не «по паспорту», а «по творчеству», осталось загадкой, но уши политически и блоково мотивированного голосования торчали на Esprit Arena со всех углов.

Первым был подвергнут обструкции Кипр — за 12 баллов Греции, хотя это и традиция «Евровидения», с которой давно смирились. Если бы в финале участвовал и Кипр, то свои 12 баллов он получил бы только от Греции. Но то, что началось дальше, выходило за рамки приличия, которые и так весьма размыты на «Евровидении». Громкому освистыванию и затаптыванию 35-тысячным залом на Esprit Arena были подвергнуты: Украина, Белоруссия и Литва (за 12 баллов Грузии), Грузия и Польша (за 12 баллов Литве), Армения и Азербайджан (за 12 баллов Украине), Сербия и Македония (за 12 баллов Боснии и Герцеговине), Сан-Марино (за 12 баллов Италии), Молдавия за Румынию и наоборот, а также Норвегия (за то, что по-сестрински раздала все высшие баллы соседкам — Исландии, Швеции, Финляндии). Самой приличной в этой вакханалии оказалась Швеция. Хотя и соседки рядом, и агенты ее шоу-бизнеса были к тому же глубоко внедрены (помимо самих себя) в команды Азербайджана и России, шведы не поддались соблазну кумовства и благородно наградили действительно достойных — датскую рокопопсовую группу A Friend in London и реальных любимчиков конкурса, ирландский синти-поповый дуэт братьев-близнецов Jedward. Если бы с такой похвальной честностью к голосованию подошли и другие страны, то, возможно, журналисты в пресс-центре в воскресенье ночью не чесали бы в недоумении затылки, обсуждая, как провалились почти все прогнозы, включая ставки на кроссовера из Франции Амори Вассили (победа которого считалась самой вероятной, в итоге — 15-е место), на британскую группу Blue (11-е место), венгерскую певицу Кати Вульф (22-е место) или тех же ирландцев (8-е место). Как настрочил мне эсэмэской взволнованный Филипп Киркоров, «домохозяйки и политика по-прежнему торжествуют на „Евровидении“, а я надеялся, что проголосует модная и продвинутая публика». А я поздравил Филиппа с тем, что вновь торжествует традиция, заложенная на «Евровидении» им и его тогдашней женой Аллой Пугачевой,— у него было в 95-м 17-е место, у нее в 97-м — 15-е, теперь вот у Воробьева — 16-е. Сам Филипп предсказывал Алексею перед началом трансляции 6–7-е место.

Впрочем, песня Get You стала тем редким исключением, когда прогнозы оправдались. В кулуарах конкурса в воскресенье нашему пернатому прочили 15-ю строчку. На лицах многочисленной толпы журналистов из России после объявления результатов не было, пардон за тавтологию, лица. У иных девиц даже глаза встали на мокрое место, казалось, это они провалились на конкурсе. Собравшись кучкой у входа в отель, где ожидали приезда нашего артиста, они охали и ахали, теряясь в мыслях, что и как теперь спросить. Воробьев решительно взял инициативу в свои руки. Он заявил, что ни о чем не жалеет, потому как «выступил достойно».

— Мне не стыдно за себя, я сделал все, что мог, сделал, как я считаю, на отлично, на достойном профессиональном уровне и очень доволен своей работой. А место? Это конкурс, где есть первое место и все остальные. На мой взгляд, достойных музыкантов здесь было намного больше, чем одно место, и самые достойные, кстати, не прошли,— сказал Лёха, после чего собрал всех расстроенных девиц и отправился с ними гурьбой веселиться на afterparty в «Евроклуб».

Тем временем в отель прибыл с арены и Red One, продюсер нашего артиста, который после первого полуфинала прислал Воробьеву сообщение из Лос-Анджелеса: «Ты был восхитителен, я тобой горжусь!». Ред прилетел в Дюссельдорф накануне финала, чтобы собственными глазами увидеть восхитившее его выступление подопечного. Его приезд стал новостью дня на конкурсе, поскольку не каждый раз на «Евровидении» можно видеть актуального продюсера Леди Га-Га и двукратного обладателя премии Grammy. Есть — уровень, есть — уровень…

— Ред, это провал? — спросил я гуру голливудского шоу-бизнеса.

— Отнюдь,— иронично улыбнулся в ответ Ред,— я уверен, что, если бы на «Евровидение» приехала Га-Га, такая, какая она есть, с теми песнями, которые она поет, но без звездного бэкграунда, она, наверное, заняла бы такое же (как Воробьев), а то и еще более низкое место. Такая музыка — чужой для «Евровидения» тренд. Все мало-мальски стоящие с музыкальной точки зрения номера прошли мимо.

— Зачем тогда было ехать сюда?

— Алекс сделал отличную работу. Он победил уже 10 мая, в первом полуфинале, когда впервые показал номер Get You, и все мои коллеги, кто это видел (на записи в Нью-Йорке и в Лос-Анджелесе), посмотрели, что называется, товар лицом, то, как это выглядит вживую. Для нас это было очень важно — убедиться в потенциале артиста Alex Sparrow, которого мы будем продвигать на международном рынке. Сегодня, когда я смотрел его выступление, я только утвердился в своих оценках. Это было очень важно. Алекс — не просто талантливый артист. В его таланте есть тот стержень, за который зацепится огромная аудитория. Он станет настоящей звездой мирового масштаба из России!

— Но на «Евровидении», однако, мало кто зацепился за этот «стержень»…

— Послушай, мы же понимаем, насколько специфичен этот конкурс! Мне лично было важно обкатать проект на сцене. А там, куда мы пойдем дальше, о том, что такое «Евровидение», почти не знают.

— Это куда?

— Туда, где знают, кто такая Леди Га-Га, Кристина Агилера и другие мегазвезды, которые никогда не выступали на «Евровидении»…

Дюссельдорф

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру