Армия, которую предали

Алексей Пивоваров: “История Второй ударной армии Власова — кульминация моего рассказа про 42-й год”

Сегодня на НТВ состоится показ очередной докудрамы о малоизвестных событиях Второй мировой войны — “Вторая ударная. Преданная армия Власова”. По словам ее автора, Алексея Пивоварова, — это “история отчаянного героизма, верности долгу и массового самопожертвования, которые так и не были оценены родиной”.

Алексей Пивоваров: “История Второй ударной армии Власова — кульминация моего рассказа про 42-й год”
Рустем Адагамов (блогер drugoi) в роли Андрея Власова. Фото: Ирина Сосновая.

Слово “преданная” в данном случае стоит понимать сразу в двух значениях. С одной стороны, Вторая ударная армия, сформированная в начале 1942 года для прорыва блокады Ленинграда, была абсолютно предана советской родине. Оказавшись в окружении, ее солдаты сражались до последнего. С другой стороны, все выжившие в тех кровопролитных боях были преданы родиной, заставившей каждого из них отвечать за поступок своего командующего, генерала Андрея Власова — самого знаменитого предателя, который перешел на сторону немцев, чтобы возглавить Русскую освободительную армию, укомплектованную в основном советскими военнопленными.

Выживших бойцов и командиров Второй ударной либо репрессировали, либо стали считать за неблагонадежных, до конца жизни пренебрежительно называя “власовцами”.

— Алексей, когда вы впервые задумались о том, что официальная версия событий, произошедших со Второй ударной армией Власова, несколько отличается от того, что было на самом деле?

— Это же не первый мой фильм про войну, я начал исследовать эту тему со “Ржева”, но и задолго до того, еще в школе, мне казалось странным, что мы сразу после Битвы под Москвой изучаем Битву под Сталинградом. Я часто возвращался к этой мысли. Думал, куда же делся целый год между этими сражениями? Потом, когда уже начал более подробно интересоваться этим вопросом, оказалось, что это был год ужасных, горьких, трагических событий, которые в отличие от 1941 года проистекали исключительно из-за того, что товарищ Сталин хотел, чтобы наша армия одним ударом разбила немцев, как когда-то Наполеона. 1942-й на самом деле и есть самый трагический год войны, в полной мере обнаживший отношение системы к человеку. И метод, которым система была готова отстаивать свое существование.

Что касается конкретно Второй ударной армии Власова, то я считаю, что это кульминация моего рассказа про 42-й год. Я не думаю, что буду к этому возвращаться. Но судьба Второй ударной, на мой взгляд, еще и наиболее яркая из всех рассказанных мною историй. По сравнению со Ржевом эта история довольно частная, если, конечно, не считать измены Власова. Но в ней как в капле отразилось все, что можно про эту войну узнать и что можно про нее рассказать.

фото: Ирина Сосновая

— Вам удалось найти реальных свидетелей тех событий?

— Да, каким-то чудом удалось найти этих людей. Они рассказали совершенно невероятные вещи. И хотя я после нескольких фильмов о войне примерно понимал, что именно от них услышу, меня их рассказ по-настоящему поразил.

— Я читал, что Власова у вас сыграл известный блогер “Другой”.

— Да, это правда. Вы можете заглянуть в его журнал, там он выложил большой фотоотчет об этом.

— Еще какие-нибудь известные люди приняли участие в работе над фильмом?

— Александр Балуев, который любезно согласился не то чтобы сыграть, а прожить в кадре воспоминания очевидцев, которых уже нет. И прочитать нам документы, оставшиеся от описываемых событий. Я остался доволен тем, что у него получилось, как всегда остаешься довольным после работы с большим профессионалом.

фото: Ирина Сосновая

— Вы сказали, что больше не будете обращаться к 42-му году. То есть военная тема теперь для вас закрыта?

— Не то чтобы закрыта. К 22 июня меня попросили сделать фильм о причинах войны. О том, почему она началась именно так, как она началась. Но это уже будет больше историческое исследование и в меньшей степени фильм про трагедию самой войны. Что касается Великой Отечественной, то я этой темой несколько пресыщен. У меня просто уже нет на нее душевных сил. Дальше начинается совсем другой уровень погружения в тему. Нужно либо писать диссертацию, к чему я совершенно не готов, либо уходить в леса с поисковиками до конца жизни, что тоже, в общем, не совсем для меня.

— Это ваш уже четвертый фильм о войне. Что-то в вас меняется после работы над каждым из них?

— Да. И то, что во мне изменилось, я и попытался в этом фильме рассказать. Это в намного большей степени, чем предыдущие фильмы, рассказ о себе самом...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру