На собрании не должно быть прессы — таково условие Департамента по культуре. Но были артисты, представители администрации. На собрании, продолжавшемся больше трех часов, окончательно стала понятна расстановка сил, сложившаяся в Маяковке. Значительная часть труппы — за перемену власти и смещение Арцибашева с поста. В оппозиции к начальству — несколько народных и заслуженных артистов, а также значительная часть молодежи, агрессивное поведение которой несколько пугает пожилых актеров. Оппозицию возглавляет Михаил Филиппов, рядом с которым — Игорь Костолевский.
Значит ли это, что именно эти уважаемые артисты при определенных условиях возглавят театр? Пока никто не может ответить на этот вопрос, но именно Филиппов ведет себя самым активным образом и консолидирует недовольных режимом. Надо сказать, что у Арцибашева, который сейчас находится в больнице, есть в театре защитники, и они тоже высказывают свою позицию. В частности, молодая актриса Дарья Поверенова сказала, что пока человек в больнице, это некрасиво — решать его судьбу.
Но если в отношении к Арцибашеву в коллективе существуют разногласия, в отношении администрации все единогласны. Директор театра, которого за глаза здесь называют “брат-2” (является родным братом худрука), а также главный бухгалтер, главный администратор не вызывают в труппе никакого уважения. Народ гневается: администрация, как говорят, жирует, служебные машины обслуживают только семью…
Общее мнение, прозвучавшее на собрании, может быть выражено так: “Уйдите из театра”. Надо сказать, что до сих пор интеллигентно ведущая себя труппа, с желанием договориться по-хорошему, похоже, устала ждать и поставила администрации условие: “Если не уйдете, мы инициируем проверку в театре”. Думаю, что в таком случае могут возникнуть у некоторых руководителей серьезные осложнения. Ведь Маяковка среди всех столичных театров славится как самое большое и сдаваемое здание под разного рода предприятия: рестораны, кафе и пр. Но кто от этого больше получает выгоды? В этом и хотят разобраться в театре.
Какова позиция Департамента по культуре? Я дозвонилась главе департамента Сергею Худякову.
— В коллективе действительно возникли определенные сложности. Труппа разделилась. Часть сотрудников имеет серьезные претензии к Арцибашеву по творческой и хозяйственной линии. Другая его поддерживает и считает, что во время болезни не стоит за его спиной что-то решать. По нашей информации, Сергей Николаевич должен в ближайшее время выйти из больницы, он хочет встретиться с художественным советом, доложить свои творческие планы, ответить на вопросы, которые возникли.
— Вы как глава культуры Москвы получали какое-либо письмо с подписями от труппы?
— Нет, никакого письма не было.
— Будете ли вы решать вопрос с директором Владимиром Арцибашевым, работой которого чрезвычайно недоволен коллектив?
— Повторяю, мы будем встречаться с Арцибашевым и обсуждать это, так как, согласно штатному расписанию, в театре — единоначалие.
— То есть Арцибашев един в двух лицах — худрука и директора?
— Да, а его брат по штатному расписанию является заместителем худрука. И без Арцибашева мы этот вопрос решать не имеем права.
Да, видимо, “бархатной революции” в Маяковке не жди. Страсти закипают, обстановка накаляется, слухи усиливаются.