Тем самым 9 членов Комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры ОПРФ проявили — в чем сами признаются — солидарность с позицией общественного движения “Архнадзор”, из-за которого и началась вся буча. Но фокус в том, что именно на “Геликоне” реноме движения, прежде ассоциировавшегося с редкими ростками гражданского сознания, может серьезно пошатнуться. А это очень жаль. Итак, Комиссия в отношении усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых предлагает “отменить реализацию проекта строительства новой сцены на территории усадьбы с одновременным выделением театру другого участка для строительства новой сцены и приспособлением главного дома усадьбы для малой сцены театра; незамедлительно вернуть работы по главному дому усадьбы в рамки научной реставрации (разобрать надстройку, воссоздать теремковую кровлю), а также воссоздать методами научной реставрации усадебные строения, снесенные в 2009—2010 гг.”.
Для “МК” комментирует руководитель “Геликон-оперы” Дмитрий Бертман: “Никто из членов ОП, подписавших это заявление, не запрашивал никаких документов. Они опубликовали формулировку Рахматуллина (координатора “Архнадзора”) и подписали ее. И насчет Церетели — к сожалению, не могу до него дозвониться — это очень странно, что он подписал. И еще один феноменальный факт: в этой комиссии есть единственный член, который профессионально занимается памятниками, — это Маланичева (председатель Центрального совета ВООПиК). Вчера мы ей позвонили. Она в шоке. Вообще ничего не знала про это заявление…”. Сама Маланичева подтвердила “МК”, что “под этим заявлением не подписывается и, вполне возможно, последует ответ”. В принципе любой член ОП может выступить с любым личным заявлением, но ни в коем случае не считается, что это официальная рекомендация Общественной палаты. Вот как пояснил свою позицию инициатор заявления, председатель Комиссии ОП по сохранению и развитию отечественной культуры Василий Бычков (под диктофон):
— Вопрос сложный, а люди с легкостью подписали…
— А почему вы думаете, что они с легкостью подписали? Каждый из них разбирался в этом вопросе. Может, не так глубоко, как я, но не каждый обязан углубляться… а мне доверяют, поэтому сделали председателем. Я никого не убеждал. Вот, например, Тина Канделаки. Я ей позвонил, сказал, что вопрос срочный, нужно наше мнение. Она говорит: “Пришлите мне материалы, я все посмотрю, скажу”. На следующий день встречаемся, она отвечает: “Все посмотрела, однозначно так делать нельзя”.
— Хорошо, допустим, завтра запретят театру во дворе усадьбы строить новую сцену — и что?
— А вы посмотрите на фотографии, что там было до того — очень сложная архитектура, целая система исторических наслоений, роскошный а-ля рус, который просто грохнули и всё! И почему бы “Геликон-оперу” не открыть где-нибудь на юго-западе Москвы вместо очередного жилого монстра? Может, тогда паренек с юго-запада, не страдающий фанатизмом и национализмом и будучи из вполне благополучной семьи, не возьмет со скуки ножичек и не пойдет на Манежную…