Короли шутов

Князь и Горшок — о панках, демонах, попсе и фанатах

Если бы Эдгар По или Николай Гоголь в свое время отдали свои тексты на растерзание рок-музыкантам, то у группы “Король и шут” не было бы шансов прославиться. На наше счастье, рок-н-ролл был тогда в прямом смысле мертв. Зато сейчас “КиШи” успешно колесят по стране с концертами, пишут новые альбомы и готовят первый панк-мюзикл. Как и герои их песен, музыканты играют каждый свою роль: Князь — главный поэт и художник, Горшок — идейный панк и убежденный анархист. Вcпышек гнева Горшка журналисты опасаются, предпочитая насмешливого, но терпеливого Князя. “ЗД” встретился с обоими солистами.

Князь и Горшок — о панках, демонах, попсе и фанатах
фото: Иван Кобяков

Михаил Горшенев: “Цыганкам плюю в рожу”

— К тебе вообще как обращаться — Горшок или Миша?

— Тут такая штука недавно была — Горшок пропал, зато появился Суинни Тодд какой-то. Поэтому кто Горшку должен денег, помогите мне его найти, я сам не знаю, где Горшок, ищу его.

— А при чем здесь Суинни Тодд?

— Суинни — это я! Я ставлю мюзикл про демона-парикмахера. Вот ты, наверное, знаешь только современного, бертоновского, а мы имеем в виду старинного Суинни. Это будет панк-рок-метал постановка! Таких еще не было, это и жестко, и мелодично. Я и идейный продюсер, и автор музыки, и главную роль играю, рабочее название “Мясорубка”.

— Что-то вас на театр потянуло... Вот и новый альбом — “Театр демона”. Почему, кстати, вы отнесли его к арт-панку?

— А как же еще? Он художественный, мы оставляем тот же анархический угар и одновременно играем. С каждым предметом, который есть на сцене, приходится играть, даже со стулом. Посижу я на стуле, встану. Если он крутится, я крутиться начинаю. В одном городе закрутился и улетел на пол.

— Пятилетние дети в фанатской обмундировке на концертах не пугают?

— Лет 15 назад на нас ходили одни зэки и скины. А потом мы с удивлением начали замечать, что на нас ходят дети, которым лет восемь, даже меньше. Эту тенденцию мы замечаем уже долго-долго, потому что они вырастают, приводят своих детей, потом опять тащат новую ораву.

— Скины-то почему? И куда они потом делись?

— Мы с ними контачили одно время, а потом начали задумываться — ну мы же враги этого стиля, зачем же мы с ними братаемся? Поэтому через какой-то период у нас уже была полная война. А сейчас само понятие “скинхед”, как нечто угрожающее, страшное, фашистское, исчезло. Если ты увидишь лысого парня в зеленой куртке или косухе — это панк, лысый панк.

— Реальные панки в Москве или Питере еще остались?

— Все на месте! Но они уже другие. Вот я, когда был молодой пацан, где искал музыку? По ТВ отстой, в киосках — параша, что я, “Скорпионс”, что ли, буду слушать? Мне нужна была реальная музыка. Меня ввели в круг к крутым панкам, и у одного я нашел офигенную музыкальную библиотеку, там было столько всего!.. А что у нас сейчас панк может знать? Разве он может знать, что такое Sioxsie & the Banshees? Дай бог, если он знает Clash! Он знает только Sex Pistols, я так думаю.

— Есть подозрение, что многие знакомы только с названием.

— Я тогда совсем уже повешусь, если такие дебилы выросли!

— Ладно, скажи лучше, вы с музканалами отношения не наладили? На премии не зовут?

— Шоу-бизнес — говно. Раньше постоянно уговаривали: мы ж вас бесплатно крутим, всех за деньги, а вас бесплатно, что ж вы такие подонки, пройдитесь, блин, по дорожке, получите свою премию. Я говорю — премии-то не будет никакой! В номинации — “Звери”, “Би-2” и “Король и шут”, премию получают по-любому “Звери”, ну на кой черт мы туда пойдем?

— Это вы в какой номинации были вместе с “Би-2” и “Зверями”?

— Представляешь, лучшая рок-группа!.. Один раз мы все-таки пришли на церемонию. Блин, это что было! На нас не просто смотрели как на ненормальных — от нас шарахались, спиной поворачивались и по стенке проходили, такой страх в глазах был! Девчонки из “Фабрики”, например. Я тогда с агрессивным гримом был, еще “глаза” вставил, причем так, как будто у меня гвоздь из зрачка торчит. Еще как-то получали “Овацию”, там мы, правда, повеселились от души — обливали всех, кто сидел на первом ряду — Ветлицкую и прочих, — коньяком.

— Вот вы попсу ругаете, а сами с Гошей Куценко подружились, спеть предложили. Ты вообще слышал, как он поет?

— Слышал... Но зато он хороший актер. Я буду его учить петь, не знаю, получится ли, но ты понимаешь, он нам говорит: я хочу играть крутой рок. Причем такой, как вы делаете или там “Наив”. Представляешь, насколько человек хочет заморочиться? Так что работать надо с ним.

— А в клип “Фокусник” Гоша как попал?

— Он как узнал, что мы ищем артиста для съемок, сказал: с “Королем и шутом” буду играть бесплатно. Мы, конечно, искали актеров за бабло, Сухорукова там, а тут Гоша. Сыграл он офигительно! Он себе два раза руку прострелил во время съемок!

— Сейчас рок-тусовка повадилась ходить на встречи с сильными мира сего. Пошел бы, если бы позвали к Медведеву?

— Я одно скажу про Медведева, почему я уважаю его. Он единственный президент, который разбирается в рок-музыке. Он знает “Black Sabbath”, “Deep Purple”. Вот почему он сидел, расстегнув рубашечку, и ему было в кайф, понимаешь, с пацанами сидеть. А вообще я на встречи очень редко хожу, времени нет.

Михаил Горшенев с женой. Фото: Лена Лелькова.

— Потому что дочка родилась?

— Да, вторая. Ей еще двух лет нет, но я уже вижу, какой она растет. Она хоть еще маленькая, но уже рисует, а ведь это с детства видно, что человек будет “наш”, как я называю, театральный, “арт”! Причем у нее не тупые детские каракули — рисует у себя на руках татуировки, как у меня.

— Музыку вашу слушает, сказки ей читаешь?

— Безусловно! Как “Король и шут” слышит, кричит: это папа. Сказки пока рано, но когда есть свободные часа полтора, иногда книжки читаю — мишка топнул ножкой там, всякую ерунду.

— А ты сам веришь в сказочных персонажей, гадалок, привидения?

— Че я, дебил, что ли?

— Ну у вас такие тексты, почему бы и нет.

— Это ты лучше у Князя спроси. Я цыганке сразу в рожу плюю. Самое главное — не допускать цыганок очень близко, от них надо отходить, отстраняться.

— Часто подходят?

— Бывает. Сходишь с автобуса, а они к тебе. Я ей тогда: пошла вон, говорю, у тебя печень сгниет, у тебя детей никогда не будет, катаракта на оба глаза, все болезни перечислю.

— Ха-ха-ха, знаешь их методы!

— Знаю, да.

Андрей Князев: “Русская попса — это не направление, а диагноз”

— Горшок сказал, что тема гоблинов, привидений и гадалок — это по твоей части.

— Один раз в жизни по малолетству поставил руку гадалке в парке, понял, что ответы у них шаблонные и никакого волшебства нет. Так что верить этому смысла тоже нет. А во-вторых — почему кто-то должен знать, что и как должно быть с тобой, лучше, чем ты это знаешь сам? Если ты не умеешь прислушиваться к себе — беги к гадалкам. Если умеешь — слушай себя, мне это все не нужно, тем более, как мы знаем, очень многие люди на этом шарлатанят. Что касается привидений, заблудших душ — я очень много слышал историй такого рода. Совсем недавно один мой знакомый сообщил, что он сам столкнулся с полтергейстом. Так что я склонен считать, что все это существует.

— И как же увидеть потусторонний мир?

— Нужно смотреть повнимательней. Человеческая фантазия не имеет границ, еще древние фантасты попадали в точку. Потом, в будущем, такие технологии и правда изобретались. Я вот, не будучи ученым, думаю, что когда-нибудь изобретут машину времени!

— О’кей. А как ты относишься к виртуальной реальности, социальным сетям, например?

— А вот это вообще палево. Ты в одном городе чихнул, а в другом тут же услышали. Эта система непроизвольно превращает в папарацци людей, которые совершенно для этого не предназначены. Фотограф может выбрать замечательный ракурс, когда ты с кем-то из фанаток обнимаешься, а у тебя такое лицо, как будто ты нашел свою единственную любовь. На самом деле тебя просто поймали с таким лицом, а девочка умудрилась тебя как-то круто обнять. Это потом выкладывается в Интернет и еще подписывается — “О, вы не представляете, что у нас потом было!..” Такие вещи не могут не забавлять. Или, например, когда ты в хорошем градусе выходишь из гостиницы, тебя ловит толпа таких же веселых фанатов, ты с ними фотографируешься, а потом начинаются байки — “Да я с ним всю ночь бухал!!!”

— Тебе не обидно, что именно эта категория вряд ли разорится на диск, а скорее скачает все ваши песни из Интернета?

— Если говорить о той аудитории, что находится на иждивении у родителей, то у них нет другого выхода. Но у нас всегда есть определенное количество поклонников, которые приобретут диск. Подумай, ну что такое Интернет? Он все миксует в одну кучу, ты не понимаешь, что из какого альбома, к чему это было, в каком году вышло. Тот, кто скачивает из Инета, вообще становится неграмотным в отношении группы. Поэтому наша задача — оставаться культовым коллективом, любовь к которому заставляла бы людей вести хронологию их творчества. Я всегда на дисках буду покупать любимые группы A-ha, RHCP, Билли Айдола, кучу всего еще. Я, кстати, почти всеяден в музыке. Что не переношу — так это хип-хоп и рэп, R'n'b вообще не воспринимаю.

— Русскую попсу не назвал…

— Ну, это не направление, а диагноз.

— Скажи, почему вы в текстах ушли от темы колдунов, ведьм и прочих сказочных персонажей?

— Многие коллективы эксплуатируют свой стиль из альбома в альбом и в итоге становятся скучны. В конце концов, любая тема может быть исчерпана, если постоянно ею заниматься. А тема сказок, кстати, у нас всегда присутствует, но не целый альбом, а одна-две композиции. А в “Театре демона” уже совсем другой акцент. Ну, и мы не боимся экспериментов, пробуем свои силы в различных ответвлениях панк-рока.

— Тур, из которого вы вернулись, открыл глаза на что-нибудь?

— Несмотря на то что новая программа ориентирована на слушателя, сидящего на стульчиках, мы поняли, что танцевальный партер — вещь неотъемлемая для нашего концерта, даже для акустического. И отменять танцпол не собираемся, просто бывают прецеденты, когда слушателям не разрешали вставать с кресел. На периферии такое случается, где, например, другой площадки, кроме как старого Дома культуры, не предоставили. А там охрана соблюдает правила ДК и главное — сохраняет стулья, не позволяет народу баловаться и шалить.

фото: Лена Лелькова

— А почему вы перестали на концертах использовать яркий грим?

— Грим у нас присутствовал до альбома “Бунт на корабле”. Для “Тени клоуна” у нас тоже была стилизация под героев, спецодежду закупали. А что касается современного альбома, тут уже вообще антураж другой. На последнем “Нашествии” было очень жарко, ни один грим вообще не выдержал бы, через пять минут потек. Хотя, наверное, опять к гриму вернемся.

— У героев ваших песен в жизни есть прототипы?

— В песне “Мертвый анархист” прототипом был Горшок. Знаешь, что такое рисунок-шарж? Так вот мертвый анархист — это шарж на Горшка.

— Сложно представить, что такие панки-анархисты после всех алкотуров приходят домой и читают добрые сказки детям. Как своих воспитываешь?

— Моя старшая, Диана, которой пять лет, очень увлекается лепкой. Она лепит все, что ей приходит в голову, девочек там, цветочки, дельфинов, черепах.

— На концерты ее берешь?

— Брал! Я даже на сцену ее вытаскивал. Как-то раз ее поставили рядом со сценой, она там плясала. Но пока я не вижу в ней тяги к музыке, если честно, на вокал мы ее отдали — не очень пошло, танцы — так, ничего.

— Младшей свои песни ставите, может, баллады?

— Ну, не-е-е, это несерьезно! Некоторые родители мне говорят: вот, вашу музыку мой ребенок впитал с грудным молоком, мы ходили на концерты, будучи беременными, потом он родился и только под “Король и шут” и засыпает. Я этого не представляю — врубают “Киш”, и грудной ребенок под это спит... Я от такого в шоке, если честно. Недавно в одном из последних туров в одном из городов ко мне подбежал молодой чувак совершенно безбашенный, лицо раскрашено по-индейски, в глазах ноль интереса, и он как раз кричал мне что-то типа: “Князь! Мои родители — фанаты вашей музыки, я родился под вашу группу!” И когда я посмотрел на него, подумал: да-а-а, это жесть. Даже не знал, радоваться мне или грустить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру