— 55 — это волнительная дата. Будете отмечать?
— Честно говоря, не очень хочется. Последний раз отмечал, когда 50 лет было. Нет, конечно, день рождения — это приятно. Это подарки. Но все равно, волноваться не люблю. А встреча с людьми для меня всегда лишний стресс. Сейчас вот в Киев улетаю на съемки сериала “Ефросинья”.
— Какие проекты в графике?
— “Петр Первый” Владимира Бортко. Я там шут Балакирев. В свое время эту роль играл Олег Янковский. Интересно. Правда, пока я на нулевой стадии. Прилечу из Киева и сразу на площадку.
— Вы хотели именно на эту роль попасть?
— С Владимиром Бортко всегда работать душевно и интеллектуально. Но я мечтал о Меншикове. Роль перехватил Сергей Маковецкий. У меня еще скоро начнутся репетиции с режиссером Камой Гинкасом. Моноспектакль по “Запискам сумасшедшего” Гоголя. Венедиктом Ерофеевым занимался. Пытался выйти на экранизацию романа “Москва—Петушки”. Но переговоры остановились, там идет какая-то тяжба за авторские права.
— В свое время проект “Записки сумасшедшего” по Гоголю, сделанный вами с Ренатой Литвиновой, наделал много шума. Не обидно, что спектакль ругали, а зрители разошлись?
— Часть публики просто не поняла, что это не спектакль, а читка. И кричала, почему мы не выучили текст. На самом деле некоторые люди в театре годами не могут себя проявить. А у нас получилось. Скандал тоже результат. А вообще мной и Ренатой была проделана серьезная научная работа. Мы Михаила Бахтина читали, Леви Стросса и других авторов. Кстати, хоть часть публики и ушла, остальные получили большое удовольствие.
— А как поживает ваша “Дебошир Фильм Студия”?
— Жизнь кипит. Скоро снова будет наш фестиваль в Доме кино. В этом году сильное жюри. Предварительное согласие на участие дал Павел Лунгин. Будут и зарубежные гости. У нас собраны фильмы со всего мира, которые никуда не вписываются. Если честно, моя студия развивается не в полную силу. Я видел все совсем по-другому. Условно — много фильмов тысяч по сто. А сейчас почему-то не получается снимать больших дорогих проектов. Мне хотелось добиться полного продюсерского цикла: люди учатся, потом снимают фильмы, потом показывают их на фестивале. Увы! Эта задумка пока лишь задумка.
— Интервью у нас все же юбилейное. Вспомните судьбоносные и интересные моменты своей жизни!
— Секс, что ли? Секс и еще секс. (Смеется.) Вот армия была интересной! И кино в Югославии снимал во время войны, когда была агрессия НАТО. Оленеводов тоже снимал. Тяжело было, жили в тундре, в юртах. О, вспомнил! Мне приз понравилось в Амстердаме получать. Это был “Тигр” за “Железную пяту олигархии”. Я сначала даже не понял, почему вокруг такой шумок. А когда мне “Тигра” вручили, я полторы минуты был в легкой потере сознания от удовольствия. Приз действительно стал для меня сюрпризом.
— Вы все время играете чудаков. Не хотите попробовать что-то героическое?
— Да я не играть, я снимать хочу. А приходится играть, жить-то как-то надо. Как ни странно, за обаяние, ответственность, обостренное чувство дисциплины и ясность сознания мне еще и деньги платят.
— А в мультфильм “Белка и Стрелка”, который озвучили, вы тоже за дисциплину и обаяние попали?
— Это была хорошая история. Но такая быстрая, что я ничего толком не понял. И результат не видел. Дочку вот со всем классом повели смотреть этот мультик, но там что-то не получилось — и они смотрели другой.
— Вы хороший отец? Как проводите с дочкой время? Вместе отдыхаете?
— Путешествуем вместе: то в Мексику, то в Израиль, то в Италию. Поехали посмотрели даже на пирамиды в Египет. А в Мексике на творения майя любовались и всякие артефакты. Мы дочку с собой везде берем, она в седьмом классе уже.
— А в повседневной жизни что-то ей объясняете? Принимаете участие в воспитании?
— Ничего не делаю, сижу — и все. Купил вот велосипед, чтоб вместе с ней кататься. Но у меня не получается, нет на это времени. Теннисом с дочкой занимались, тоже бросил, некогда.