— Анатолий Георгиевич, вы уже довольно давно не были в Москве. Какова сейчас цель вашего приезда?
— Да, я много лет лечился за рубежом. Болел и сейчас, к сожалению, болен самыми нежелательными заболеваниями. И жена моя Татьяна перенесла очень сложные операции... Но поверьте: ни на миг не расставался с Москвой, с Россией ни душой, ни сердцем. И все мои главные книги продолжают издаваться в Москве, что мне бесконечно дорого...
А приезжаю я для встреч с читателями, которые, к счастью (судя по количеству изданных за последние годы — более шестидесяти — книг и их тиражам), у меня остались. Встречи состоятся в библиотеках, домах и магазинах книг...
— Над какими произведениями вы сейчас работаете?
— Последние годы пишу в основном рассказы. У меня их набралось девяносто семь. Доработал некоторые повести (их тоже немало — сорок две), на романы уже сил нет. Но три романа я все же написал. Сейчас впервые в полном объеме вышла очень дорогая мне повесть “Смешилка — это я!”. Посвящена она нашей внучке Анисии-Ане, которая и послужила прообразом героини повести — остроумной, доброй, талантливой девочки.
Еще издан своеобразный двухтомник: “О любви” в нескольких сериях и “Повести и рассказы” в серии “Русская классика”. Последний рассказ “Молчун” был напечатан всего несколько недель назад.
— В вашем творчестве вы всегда поднимали важные социальные, общественные и общечеловеческие проблемы. Актуальны ли они для сегодняшней молодежи?
— Не мне судить об актуальности моих произведений сегодня. Но, создавая их, простите за громкие слова, всегда старался, чтобы поднятые в них проблемы волновали читателей всех возрастов, ложились им на душу. Я давно уже не только “детский” писатель, хотя некоторые почему-то до сих пор вспоминают меня именно так. Ведь я начинал с повестей для юных, которые читались многомиллионной аудиторией, а те произведения, которые печатал журнал “Юность”, уже “детскими” назвать трудно. С годами мои повести и рассказы “взрослели”. Так что и проблемы становились все серьезнее, соответствовали сложностям “взрослой” жизни.
— Сегодня ваши произведения — “Поздний ребенок”, “Мой брат играет на кларнете”, “А тем временем где-то...” продолжают переиздаваться. В чем секрет вашего творчества?
— Опять же не мне судить. Но, видимо, в них, как и в остальных моих повестях и рассказах, звучат общечеловеческие страсти: любовь, дружба, преданность или предательство, бескорыстие или алчность, умение отдавать себя близким и даже не очень близким людям, рыцарство или эгоизм... Много всего можно перечислить из того, что живет в человеке и будет жить всегда...
— В вашем творчестве главный герой — семья, реальные персонажи. Не было желания обратиться к детективному жанру или фантастике?
— Ну, во-первых, человеческое содружество состоит из семей. А через семью проходят все проблемы: социальные, политические, личные... Это близко и понятно читателям всех возрастов. К фантастике я однажды обратился: это повесть для детей “В Стране Вечных Каникул”. Кстати, очень переиздаваемая в наше время повесть. К детективному жанру можно отнести две повести: “Очень страшная история” и “Покойник оживает и начинает действовать”. Но это скорее пародии на детектив. Хотя там подняты очень даже серьезные проблемы. О культе личности, например...
— Вы живете сейчас за рубежом и за эти годы создали больше произведений, чем при жизни в Советском Союзе. Чем это объясняется?
— Я был “общественным” человеком. Моя жена подсчитала, что у меня было более двадцати обязанностей на добровольных началах. Все это занимало массу времени. Для творчества оставались отпуска. А в последние годы я смог больше заниматься только творческой деятельностью. Так что, как говорится, “нет худа без добра!”.