— Работая над картиной «Околофутбола», вы столкнулись с абсолютно незнакомой для вас средой, как и многие ваши актеры. Как менялось отношение к героям по мере погружения в материал?
— Чем больше узнаешь новый для тебя круг людей, неизвестную сферу жизни, тем отчетливее понимаешь, что ничего не знал про них, что это отдельная субкультура со своими законами, драйвом и философией. Маленький мир, который интересно постигать. Возникла симпатия к болельщикам.
— А что в них хорошего?
— Спорт любят, знают, что такое плечо друга. Дружба у них на первом месте. Они готовы ездить и болеть за команду в другие города. Это очень драйвовая жизнь с путешествиями, общением, выпивоном. Все как полагается у веселых мужчин.
— Кто-то считает их отморозками.
— Отморозков среди них в жизненном плане нет, но в них есть отрешенность во время драк. Отморозок — уничижительное понятие. А эти люди скорее вызывают позитивные эмоции. Удивляешься их бесстрашию и смелости прежде всего.
— Вы поняли, почему они постоянно дерутся?
— Можно провести аналогию с сексом, который по ведическим воззрениям нужен только для продолжения рода. А мы, обычные люди, любим им заниматься ради удовольствия. И в случае «околофутбола» нет другой цели. Люди получают адреналин во время драки. Футболисты же играют не для того, чтобы обязательно выиграть турнир. Они испытывают во время матча удовольствие. Мишель Платини бросил футбол, объяснив, что перестал испытывать драйв на поле.
— Ваши продюсеры говорили: есть футбольные фанаты, и, пожалуйста, не путайте их с футбольными хулиганами. Так кто же показан у вас?
— Я так понимаю: футбольные фанаты больше фанатеют за футбол, а футбольные хулиганы любят еще и подраться. И то, и другое нужно всем им для того, чтобы чувствовать себя счастливыми и живыми. Для фанатов драки не приоритетны. Они ходят на футбол, от души болеют, поддерживают команду и только. В реестре хулиганов еще и такой пункт: устраивать драки, определять лучших бойцов, формировать группировку, состоящую только из сильных, потому что в драках нужно одерживать победы. Это целое мероприятие, очень серьезное, которое требует концентрации моральных и физических сил. Это натуральный спорт. В нем слабаки не остаются. Они туда просто не попадают. И, соответственно, не выдерживают конкуренции, когда становятся пенсионерами в кавычках. Люди по возрасту выпадают из группировок и, конечно, первое время чувствуют себя обделенными.
— А для чего вам понадобился один интеллигент в этой среде, который сильно отличается от остальных?
— Там не один интеллигент, их несколько. Это всего лишь правда жизни. Хотя в кино некая гипербола всегда присутствует. Пообщавшись с хулиганами, я узнал, что среди них есть поэты и художники.
— И что ими движет?
— Воинственность, которая вообще в мужчине есть. Боб Марли пел о том, что война везде, ей нет конца, она никогда не прекратится. Он с печалью констатировал: мужчины всегда будут искать повод, чтобы продемонстрировать свою силу.
— В те моменты, когда ваши герои громят кавказское кафе и идут на омоновцев, в зале раздаются аплодисменты. Жутковатое ощущение.
— У нас было желание показать жизнь такой, какая она есть. Надо делать это честно. Реакция — дело другое.
— Поначалу показалось, что у вас задействованы в основном не актеры. Они производили впечатление реальных фанатов. Вы наверняка к этому и стремились?
— Если вы поверили, что они непосредственно из фанатской среды, это свидетельствует о достоверности фильма. Можно только радоваться. Такой фильм не должен быть насыщен обилием художественного вымысла, в нем скорее необходим документальный подход. Хотя сами хулиганы, я думаю, найдут в нем много художественной неправды.
— Они же и сами снимались?
— В групповке и как актеры массовых сцен. Но главные герои и их приближенные — профессиональные артисты. Вы их не сразу раскусили, это хорошо. Я как режиссер старался добиться достоверности, чтобы артисты существовали так, как реальные хулиганы в жизни.