Марлен Хуциев принимал участие в Венецианском кинофестивале 1965 года с картиной «Мне двадцать лет». Именно под этим названием просуществовала почти четверть века его легендарная «Застава Ильича», так напугавшая советских чиновников. Хуциев разделил спецприз с Луисом Бунюэлем, представлявшим фильм «Симеон Столпник».
— В 1965 году я как раз сдал «Заставу Ильича» после многочисленных правок, — вспоминает Марлен Хуциев. — И уже начинал снимать «Июльский дождь». Кстати, с этой картиной у меня связана неприятная история. Ее тоже пригласили на Венецианский фестиваль, но наше кинематографическое руководство фильм не выпустило. Надо было мне пойти к заведующему отделом культуры ЦК КПСС Василию Шауро, как делалось в те времена, и задать вопрос, в чем, собственно, дело, почему «Июльский дождь» не выпускают на фестиваль. Но я этого не сделал, поскольку вообще не люблю никого ни о чем просить.
— Удивительно, что «Заставу Ильича» пропустили.
— Во-первых, ее пропустили в варианте «Мне двадцать лет». А во-вторых, на этом настаивал ЦК Компартии Италии. И лично ее секретарь по пропаганде, очень приятный человек, Джанкарло Пайетта. Мы потом с ним летели на Венецианский кинофестиваль в одном самолете. Я не говорил по-итальянски, он по-русски, но мы улыбнулись друг другу, понимая все нюансы дела. Уже в Венеции произошла непростая история при распределении призов. Обычно их начинают распределять снизу, идут от менее важных к главным. В 1965 году Петя Тодоровский получил «Золотого льва» за свою дебютную работу «Верность». Специальный приз жюри отдало Бунюэлю за «Симеона Столпника». А я, как это ни странно, шел на главный приз. Но когда стали решать, кому же его присудить, было сказано, что СССР свое уже получил. Об этом известно, поскольку тогда в жюри был наш представитель — киновед Николай Лебедев. К тому же в конкурсе участвовал еще и Висконти, правда, с не самым лучшим своим фильмом «Туманные звезды Большой Медведицы». Ему и отдали главный приз «Золотого льва». А мне тогда присудили на пару с Бунюэлем спецприз жюри за режиссуру.
— В любом случае компания у вас что надо.
— Да, компания хорошая. Мне, правда, вручили не статуэтку, а медаль. А в наших газетах все выглядело так, будто для фильма «Мне двадцать лет» специально изобрели приз, не понимая того, насколько это была серьезная и престижная награда.
— Какие условия перед вами поставил нынешний фестиваль, предлагая участие в альманахе?
— Уложиться в полторы минуты. Никакой сюжетной установки не было, и тему жестко не обговаривали. Конечно, фильм должен быть связан с кино и юбилеем фестиваля. А в остальном что хочешь, то и делай за полторы минуты. Я поступил хитро: ничего не снимал, а использовал материал моей незаконченной картины «Невечерняя» о встрече Льва Толстого и Антона Чехова. Получилась смешная и пафосная история с титрами, как в немом кино: «Сделайте серьезные лица».
— А когда наконец будет закончен ваш полнометражный фильм «Невечерняя»? Отснятый материал великолепен.
— Нет денег. Мне нужен миллион на постпродакшн. Нужны средства, чтобы доснять фильм. Я же выкручивался всего за 1 миллион 200 тысяч. Сперва мне вообще обозначили бюджет в 600 тысяч долларов. В общем, есть не совсем готовая картина, преданная забвению.