Съемки проходят в живописных окрестностях Смоленска. На территории музея Михаила Глинки воссоздали интерьеры и внешний вид усадьбы XIX века. Возвели оранжерею, где теперь произрастают редкие растения. Реквизит — тоже уникальный, предоставленный частными коллекционерами и антикварными салонами. Из Франции специально для съемок прислали точную копию флакона духов «Imperial» середины XIX века.
Роль Натальи Петровны сыграет питерская театральная актриса Анна Астраханцева (Раневская в фильме Сергея Овчарова «Сад» по чеховскому «Вишневому саду»), а ее мужа, Аркадия Ислаева, — Александр Балуев. С российской стороны также участвуют: Лариса Малеванная, Сергей Юшкевич, Василий Мищенко. На роль Елизаветы Богдановны приглашена французская актриса Сильви Тестю («Лурд», «Страх и трепет», «Жизнь в розовом свете», «Саган»).
Мы поговорили с продюсером проекта Натальей Ивановой.
— Первоначально речь шла об участии Рэйфа Файнса, а теперь у вас появились и другие зарубежные артисты. Сильви Тестю, например. Это требование зарубежных партнеров?
— Вовсе нет. Это наш выбор. Французская актриса Сильви Тестю появилась в проекте месяц назад. Это точное попадание в Елизавету Богдановну, которую она сыграет. Сильвия хорошо знает пьесы Тургенева еще с тех пор, когда обучалась актерской профессии.
— Давно ли приехал Рэйф Файнс? Говорят, что он активно учит русский язык.
— Два месяца уже тут, занимается с преподавателями русского языка.
— Разве вы не будете его переозвучивать?
— Озвучание пройдет поздней осенью и зимой. До этого еще много времени. Посмотрим. Хотелось бы, чтобы в кадре звучал его голос.
— Как вы организовали быт британской звезды?
— Живет Рэйф в деревянном русском доме со старым камином. Ему там нравится. Ведет жизнь рядового члена съемочной группы, питается вместе со всеми, разделяет все невзгоды и радости съемочного процесса. Ему по душе здешняя природа и русский быт. Рэйф полюбил русскую кухню. Он всегда нам говорит: «Я люблю простую еду». Это борщ, картошка, селедка. Любит он и бородинский хлеб. Но английской традиции пить черный чай не изменяет.
— Наталью Петровну сыграет Анна Астраханцева?
— Это одна из немногих актрис, в ком осталось то время. У нее — нестертое лицо. Снимается она мало. Думаю, что зритель откроет в ней для себя что-то новое. Мне Анна сказала: «Роль Натальи Петровны я ждала всю жизнь». Она когда-то играла Верочку в спектакле «Месяц в деревне». Двойное чудо, что ей довелось встретиться на съемочной площадке с Файнсом.
Дозвонились мы и до Веры Глаголевой, поговорили буквально на ходу, поскольку съемочный процесс в самом разгаре.
— Вера, это ваш первый международный и такой сложный проект. Трудно вам?
— Пока нам с погодой очень не везет. Постоянно идут дожди. А нам нужны хорошие солнечные дни, зной, атмосфера расслабленности. А в остальном все идет слаженно, организационных неудобств нет вообще. В усадьбе, где мы снимаем, нас очень хорошо принимают, во всем помогают. Поскольку в съемках участвует мистер Файнс, хочется угадывать его желания, чтобы ему было с нами легко и он не чувствовал бы себя в чужой среде. Мы стараемся ему помогать в этом плане.
— На каком языке вы разговариваете на площадке?
— У Рэйфа Файнса есть переводчик, но мы стараемся больше говорить на русском, потому что он сам хочет этого. По-человечески он всех удивляет. Гримеры, костюмеры — все им очень довольны. Звездной болезни у него нет абсолютно, но есть очень серьезное отношение к работе. Такое было только у наших старых актеров лет тридцать назад. Он оттуда.