Как жить нельзя

Станислав ГОВОРУХИН: «Беда нашего общества — в резком падении нравов. Все стало доступно. И все так противно»

В минувшее воскресенье в Сочи начал работу 24-й открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Фильмом открытия стала новая картина Станислава Говорухина «Weekend». Черно-белый детектив, на который, по словам режиссера, его вдохновила классика нуара и советские фильмы 60-х годов. Как всегда у Говорухина в кадре не только много звезд (Максим Матвеев, Екатерина Гусева, Александр Домогаров, Юлия Пересильд, Виктор Сухоруков), но и пара дебютантов. «МК» встретился с режиссером накануне церемонии, чтобы поговорить о вкусах современного зрителя, ренессансе советской культуры и о том, как отличить на экране художественную правду от подрыва государственных интересов.

Станислав ГОВОРУХИН: «Беда нашего общества — в резком падении нравов. Все стало доступно. И все так противно»

— Станислав Сергеевич, своим новым фильмом вы будто специально нарушаете все правила зрительского кино. Туманное название — «Weekend», черно-белое изображение...

— А какое это имеет значение сегодня? Значение имеют только деньги, отпущенные на рекламу. Ну и содержание, конечно. Можно рекламировать какой-нибудь фильм, потратить огромные деньги, и его все равно не будут смотреть. Потому что сегодня в кинотеатрах уже другая публика сидит, которая воспитана на попкорне. Я, например, очень доволен своим фильмом, но я никогда никаких планов на его прокат не строил. Потому что это совершенно бессмысленно.

— Еще у вас есть откровенные постельные сцены.

— А какие там постельные сцены? Лежит девушка полуголая, потом встает, запахивает халат — и все. Это называется постельная сцена?

— Но ее хватит для того, чтобы перекрыть вам доступ на телевидение. Вы осознанно шли на то, что ваш фильм посмотрит ограниченное количество людей?

— Не надо забывать о возрасте режиссера. Сколько ему еще картин предстоит снять? Возможно, эта последняя. Даже если нет — все равно надо с большой ответственностью подходить к каждой картине, чтобы оставить после себя хорошую память. Ну и соратникам я то же самое говорил. Оператору Юрию Клименко, который когда-то начинал со мной работать в кино. С художником Валентином Гидуляновым, с которым мы работаем с моего дипломного фильма «Вертикаль». Сказал им: все, ребята, можете отрываться по полной — мы делаем картину для себя. Для себя — это значит, для таких зрителей, как я. Например, я снимал для себя картину «Десять негритят». Я просто как зритель хотел посмотреть нечто похожее. Помню, как еле дождался перезаписи, сел один в зале и посмотрел картину. Получил огромное удовольствие.

— Артистам своим вы тоже говорили — отрывайтесь как хотите?

— У артистов должна быть жесткая узда. Они должны двигаться в рамках режиссерского замысла и быть абсолютно убедительными. Например, Юлю Пересильд я не уговаривал: а давай ты будешь голенькая лежать? Все, что я сказал: «Ты лежишь, у тебя есть халат. Встань — и иди открывать дверь». А все, что дальше, — это уж она сама посчитала нужным.

— Как же так? С одной стороны — вы за свободу творчества, за то, чтобы как следует оторваться на площадке. А с другой — выступаете с запретительными инициативами. В частности, по поводу мата в кино.

— Я Пушкина вам процитирую: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Я считаю, что беда нашего общества, да и всего Запада тоже, — в резком падении нравов. Все стало доступно. И все так противно.

Российские звезды в жанре нуар: Юлия Пересильд.

— Почему все доступно? Последние идеи министра культуры как раз направлены на то, чтобы усилить контроль над финансируемыми государством фильмами. Это в Америке содержание картины определяется желанием публики. А у нас кого государство поддержит, тот и снимает, хочет того зритель или нет.

— Это вы гипотетически так рассуждаете, а на самом деле государство финансирует и те фильмы, которые несут на Запад облик России как дикой и невежественной, агрессивной, враждебной всему окружающему миру страны. И при этом совершенно не поддерживает такие государственно настроенные печатные издания, как «Литературная газета» или «Красная звезда». В итоге они умирают в нищете. Конечно, государство должно контролировать то, на что идут его деньги. Оно же не может тратить деньги на подрыв государственности? Чтобы весь мир видел искаженное лицо нашей страны — да еще и за ее счет.

— Как тогда быть с новостями, которые приходят иногда из наших ОВД? Вроде тех, когда сотрудники полиции насилуют, убивают, сбивают пьяными пешеходов. Как снять об этом кино, чтобы оно не подрывало моральные устои нации?

— Ощущение такое, что у отборщиков западных фестивалей есть такое негласное требование: если речь идет о России, то страна должна быть показана такой, какой ее представляет западный обыватель. Невежественной, дикой, агрессивной, варварской. Это требование очень многие соблюдают. Пример — на «Кинотавре» была картина «Портрет в сумерках». Хотя это делали две милые дамы, которых я очень люблю, но у меня их картина вызвала гнев. Или какой-нибудь «Бубен, барабан», или «Счастье мое». Все вроде бы похоже на правду, но преувеличено. И ни одного светлого пятна. Рядом с этой правдой существует и другая правда. Что, у нас не осталось ни одного Жеглова и Шарапова? Что у нас — ни один милиционер не совершил подвиг? Но мы же ни на экране, ни в телевизоре этого не видим. Везде нужно чувство меры.

Совершенно ведь этого не скажешь о таких фильмах, которые тоже были победителями престижных западных фестивалей, как «Елена», «Фауст», «Как я провел этим летом». По «Елене» не скажешь ничего плохого о России. Она рассказывает о таких проблемах, какие есть в той же Франции. Там даже паскуднее иногда бывают.

— Как уловить эту грань между художественной правдой и подрывом авторитета нации?

— Для этого надо быть гражданином — только и всего. Тебе хочется, чтобы твоя родина была лучше? Хочется, чтобы к тебе не относились как к дикарю, приехавшему из какой-то людоедской страны? Тогда и кино должно быть соответствующее. И президент твой должен выглядеть соответствующим образом. И армия твоя одета в такую форму, чтобы за нее было не стыдно.

— Я слышал, что вы думаете над следующим фильмом, действие которого будет происходить в 1960-е годы. Что значит для вас это время?

— Время надежд. Время славы и восторга. Ренессанс советского искусства. Откуда ни возьмись вдруг в один день появилась совершенно блестящая литература. Распутин, Астафьев, Белов. Лейтенантская проза, начиная с Виктора Некрасова, Владимира Богомолова, Вячеслава Кондратьева, Бакланова, Бондарева, Бориса Васильева, недавно ушедшего от нас. Константина Воробьева, которого никто не знает, — моего любимого писателя. Городская проза вроде Юрия Трифонова. Совершенно невероятное созвездие поэтов: Ахмадулина, Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Дементьев, Высоцкий. Рождение новых театров — «Таганка», «Современник», БДТ. Первый Конкурс Чайковского. В смысле искусства — это что-то неслыханное и невиданное.

И потом все ждали: раз мы осудили сталинское время, то сейчас начнется что-то другое. Это ощущение не покидало — что мы находимся на переломе и завтра жить будет гораздо лучше и интересней. Вот что такое 60-е годы. Пожалуй, эти иллюзии закончились в августе 1968 года.

— С ввода войск в Чехословакию.

— Тогда стало понятно, что тоталитаризм победил и власть этих маразматиков — навсегда. Совершенно обнаженно проявилась вся ложь этой власти и вся глупость этой жизни, когда стали готовить столетие Владимира Ильича Ленина. Снесли часть Крещатика, чтобы построить музей Ленина, который ни разу не был в Киеве. Уничтожили весь центр Ульяновска, чтобы поставить еще один музей. Это было почище, чем борьба с алкоголем и вырубка виноградников. Страшное событие. И оно окончательно подорвало веру общества в идеалы коммунизма. Тут и начались разочарование, неверие, которые сказались на поэзии, литературе, кинематографе. Картина, о которой я сейчас думаю, — история журналиста, на основе произведений Сергея Довлатова. Я ее условно так и назвал: «Конец прекрасной эпохи».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру