Его «Ставка больше, чем жизнь»

Станислав Микульский: «Моя формула успеха — счастье, счастье, счастье, а потом талант и работа»

В Москве проходит 6-й фестиваль польских фильмов «Висла». Новую картину «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть» Патрика Вега, ставшую своеобразным продолжением легендарного польского сериала «Ставка больше, чем жизнь», представлял актер Станислав Микульский. 1 мая ему исполнится 84 года.

Станислав Микульский: «Моя формула успеха — счастье, счастье, счастье, а потом талант и работа»

Актриса Малгожата Богданьска, летевшая с ним в одном самолете в Москву, рассказала, как оживились пассажиры, завидев на борту пана Станислава. Кто-то из них произнес: «С нами летит Клосс — значит, все будет в порядке».

Станислав Микульский снимался в фильмах «Тень» Ежи Кавалеровича, «Канал» Анджея Вайды, «Цвета борьбы» и «Крещенные огнем» Ежи Пассендорфа, «Эва хочет спать» Тадеуша Хмелевского — эта картина, снятая в 1957 году, тоже была показана в Москве в дни фестиваля. Но самый знаменитый герой Микульского — разведчик Ганс Клосс, кстати, вполне реальный персонаж. В титрах новой «Ставки» указано, что он ушел из жизни в 1986 году, когда ему было за 90. С 1988 по 1990 годы Микульский возглавлял Польский культурный центр в Москве. Сейчас он на пенсии, иногда снимается в кино. Вот что рассказал нам актер во время своего визита в Москву.

— Легко ли вам все в жизни давалось? Или постоянно приходилось что-то преодолевать?

— Я прежде всего театральный актер, сыграл в более чем ста пьесах. Провел на сцене всю жизнь. Именно там состоялись самые дорогие мне роли, например шекспировский Макбет. Но вот Гамлета сыграть не довелось. Но я всегда с благодарностью принимал то, что мне давала судьба. И все, чему я научился в театре, потом помогало в кино и на телевидении. Что нужно, чтобы достичь успеха? Первое — счастье, второе — счастье, третье — счастье, а потом талант и работа. Вот моя формула.

— Главной вашей ролью стал все-таки Ганс Клосс в сериале «Ставка больше, чем жизнь»?

— Больше сорока лет он меня сопровождает по жизни. В Польше постоянно повторяют этот фильм. Иногда он идет одновременно на двух-трех каналах. Сегодня мне смотреть его грустно. Многих моих коллег уже нет на свете. А снимались там лучшие наши актеры. Где мы только ни побывали! Снимали по всей стране. И всегда приглашали актеров из тех городов, где находились. Кстати, знаменитые турецкие сцены снимались в Польше. Денег тогда на заграничную экспедицию не было. Вначале ведь планировалось всего шесть серий. Но зрители стали писать письма в разные инстанции и требовать продолжения. Клосс должен был умереть в последней серии. Но последовали угрозы. Люди писали, что зданию, где располагалось руководство телеканала, может не поздоровиться, если фильм закончится. Сценаристы написали еще 8 серий, а потом еще и еще… Картину показывали в Югославии, Болгарии, Румынии, Монголии, Китае, Японии, Северной Европе и, конечно, в России.

Кадр из фильма «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть».

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— Я уже не работаю. У меня есть квартира в центре Варшавы, но живу в доме над озером, в 230 километрах от города. Вернусь из Москвы и поеду туда, останусь до сентября. Там я чувствую себя хорошо. Я на пенсии, но продолжаю сниматься. Вот в прошлом году участвовал в картине «Ганс Клосс: Ставка больше, чем смерть», которую вы видели. В Польше снимается много картин. Но в них задействованы в основном 28—35-летние актеры. Сейчас ведь эра молодежи. А старшее поколение не особенно востребовано. Если и снимается кто-то из «стариков», то два-три человека. А вот моя внучка мечтает стать актрисой.

— Вы наверняка хорошо знаете нашу страну: столько раз здесь бывали и даже жили. И по-русски говорите великолепно.

— С удовольствием вспоминаю то время, когда был директором Польского культурного центра в Москве. За два года жизни в России я побывал в разных местах, самых дальних уголках. Повидал большие и малые города, добрался до Иркутска. Теперь Москва — совсем другой город, чем был когда-то. Но и в Польше многое меняется. Раньше мы сильно зависели от СССР. А сейчас — сами себе господа в своем крае. Я не политик. Могу сказать только одно — что в области культуры наши отношения с Россией всегда были очень теплыми и незабываемыми. У меня никогда не было негативного отношения к вашей стране. А русский язык, к сожалению, я забываю. Иногда не хватает слов, когда приходится где-то выступать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру