У него солидная фильмография, но прежде всего вспоминаются его Варлам и Авель в фильме «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, ставшем событием для всей страны в перестроечные годы. Ни одна нынешняя премьера не имеет ничего равного с тем, что было тогда. Выстраивались огромные очереди в кинотеатры, люди часами стояли в ожидании билетов и новой правды о сталинских временах.
Герой картины «Все ушли», будучи уже зрелым человеком, возвращается в город своего детства, и все знакомое видится ему теперь совсем иначе. Даже старуха-гадалка, хранящая в бутылках чужие сны, не в силах помочь герою, охваченному воспоминаниями. Далее происходящее мы видим глазами ребенка, для которого все впервые. В фильме Георгия Параджанова снимались прекрасные актеры Наталья Коляканова, Зураб Кипшидзе и Автандил Махарадзе. Накануне выхода ленты на наши экраны мы позвонили Автандилу Ивановичу в Тбилиси:
— «Все ушли» — картина о том, чего уже нет?
— Мы, актеры, создаем только образы, а миры фильма определяет режиссер. Но я думаю, что для него и для всех нас дорого старое тбилисское время, когда мы были молоды, по-другому общались друг с другом — по-человечески, нормально. Сам уклад жизни был иначе выстроен. И фильм, безусловно, ностальгический.
— Вы родились в Батуми, но живете много лет в Тбилиси. Вам наверняка знакомы переживания, охватившие главного героя. Возвращаясь в город своего детства, какие чувства испытываете?
— Да, я родился и вырос в Батуми. Там я закончил школу. Это мой любимый город. Для каждого человека то место, где прошли его детские годы, — самое важное. Когда мы меняем место жительства, особенно когда едем в столицу, все начинается словно с нуля. Несмотря на то что с годами все тебя знают, если ты актер, не важно даже, как относятся — хорошо или плохо, с любовью или с ненавистью, ты никогда не станешь на новом месте полностью своим. Вот и я так и не превратился в стопроцентного тбилисца, хотя прошло полвека, с тех пор как я поступил в институт и началась новая жизнь. Я остался батумским человеком. Хотя нет, и батумским не остался. Такой парадокс. Я приезжаю в Батуми и там никого не узнаю. Я остался где-то посередине между Тбилиси и городом моего детства.
— Георгий Параджанов чем-то похож на своего знаменитого дядю, Сергея Параджанова. Чувствуется, что они родня?
— Я обожал Сергея Параджанова. Невозможно было его не любить — творца с большой буквы, который стал одним из величайших режиссеров ХХ века. Несмотря на то что у меня были теплые отношения с Сергеем Параджановым, я никогда у него не снимался. Поэтому мне трудно сравнивать. Но я рад встрече с Георгием, с которым приятно было работать.
— Предыдущая ваша картина, «Архангел», вышла в 2005 году. Почему такая пауза? Это связано с тем, что в Грузии производится мало фильмов?
— Я должен был сниматься, но все время что-то случалось. В кино так часто происходит. Поэтому года три-четыре у меня как будто был простой. Во всяком случае, так это выглядит со стороны. За последнее время помимо работы с Георгием Параджановым я снялся у молодого грузинского режиссера Зазы Рушадзе в фильме «Складки моего одеяла». Премьера его картины состоялась на Берлинском кинофестивале. И сейчас у меня много предложений. Вы мне позвонили как раз в тот момент, когда я читал новый сценарий. Так что работы хватает, несмотря на то что из театра я давно ушел. И это не моя вина, да и чужой тут нет. Это судьба, и ничего уже, к сожалению, не изменить. Кино стало для меня основным занятием. Я не из тех актеров, которые на все соглашаются. Если появляюсь на экране нечасто, то в первую очередь потому, что всегда очень тщательно выбираю материал. Поймите, это не гордыня.
— Так это правильно. Артист такого уровня, как вы, имеет на это полное право. Полтора года назад в Тбилиси я была на вечере, где чествовали ваш самый знаменитый фильм «Покаяние». Насколько он помогает вам по жизни?
— У любого актера есть фильмы, ставшие его визитной карточкой. Для меня это «Покаяние». Несмотря на то что я много снимался в других фильмах в Грузии, России, Азербайджане и далеко за границей, именно «Покаяние» — мой талисман.
— В британской картине «Архангел» вы сыграли Сталина. Чего от вас ждали? И почему именно вас пригласили на эту роль — не потому ведь, что вы грузин?
— Вы меня рассмешили! Столько грузин по земле ходит, и если все они станут сталиными?.. Я без юмора вообще не могу, поэтому смеюсь. Англичане захотели, чтобы я сыграл эту роль. Видимо, они знали меня, и наверняка благодаря фильму «Покаяние». Я согласился, потому что картина снималась Би-би-си и была про Сталина. Мне это интересно. Когда фильм про такую личность и тебе предлагают эту роль, пусть небольшую, — как отказаться?
— Столкнулись ли вы с особым отношением к Сталину, отличным от нашего?
— Никакого предвзятого или особого отношения не было. Просто авторы фильма хотели, чтобы появился такой персонаж и определенный актер его сыграл. Сказать, что я жалею о том, что согласился? Наверное, нет.
— А есть для вас какая-то взаимосвязь между ролями в «Архангеле» и «Покаянии»?
— Абсолютно никакого сравнения здесь быть не может. Это разные сценарии, жанр и режиссеры.
— Вспоминаю, как несколько часов в Москве стояла в очереди, чтобы попасть в кинотеатр «Художественный» на «Покаяние». Больше никогда такого в жизни не было.
— И у меня не было. Осенью я встречался со зрителями в Благовещенске, где показывали «Покаяние», потом побывал в Омске, где проходили дни грузинского кино. Я не думал, что спустя тридцать лет, а съемки фильма начались в 1983 году, будет такой интерес, особенно у молодежи. Такие неожиданные вопросы зрители задают! Для меня это большое счастье.