На днях в моем присутствии кто-то назвал Александра Митту великим режиссером, на что он быстро отреагировал: «Будем более реалистичны». Понятно, что от юбилея не спрячешься, и Александр Наумович сказал, что более всего не хочет предстать в образе живого чучела, получающего бесконечные награды благодаря круглой дате. Он предпочитает оставаться действующим режиссером. Сейчас Митта вовсю работает над новым фильмом о витебском периоде жизни Марка Шагала, роль которого исполнит Леонид Бичевин («Груз 200», «Морфий»), его дружбе с Казимиром Малевичем — его сыграет Анатолий Белый («Метро»), обернувшейся враждой.
Сам Александр Наумович много лет дружит с Сергеем Соловьевым. Спрашиваю у Сергея Александровича: «А какой он, Митта?» И вот ответ: «Сила Саши в том, что он - абсолютно естественный человек. Живет так: коротко и ясно про все сказал, коротко, ясно про все подумал. Стало скучно – задремал, даже на людях, а потом проснулся, как ни в чем не бывало. Он никогда ничего из себя не изображал, никакого кинорежиссера Митту. Я вот иногда стараюсь чего-то там важное сказать, поумничать, а он нет. Между прочим, свою первую кинонаграду я получил от Саши. За мою короткометражку он мне купил 150 грамм коньяка. До сих пор на губах этот вкус».
Кинорежиссер Гарри Бардин в юбилейные дни благодарит Александра Наумовича за своего сына - режиссера Павла Бардина: «Биологическим отцом своего сына являюсь я, а духовным — Митта. Он многих выучил, немало наших режиссеров поставил на крыло. Спасибо ему за сына».
Поговорили мы и с юбиляром.
- Александр Наумович, вы слышали, как только что сказали: «Экипаж» - попса и не возмутились?
- Чего обижаться? Веселые, наглые, агрессивные люди считают так! Ничего страшного.
- На Вашем мастер-классе зал был забит так, что пришлось сидеть на полу. Одной девушке даже вызвали неотложку. Вы давно проводите такие встречи с молодыми. Вам это зачем?
- Я же чистую технологию преподаю, и никаких воспоминаний. Ничего не говорю про большое искусство. Ребятам не хватает ремесла, чтобы выразить свои идеи. Когда семьсот человек приходит на бесплатные занятия - это нормально. Но когда за деньги приезжают учиться, а в последний раз аж из пяти стран, значит, это нужно, как-то помогает. Молодым не хватает реальной ремесленной основы для того, чтобы сочинять сценарии и делать кино. Этого нигде не преподают. Жалко. Раньше я преподавал в Германии, почти десять лет. Но нельзя жить на две страны. Тем более сейчас, когда я снимаю картину «Шагал-Малевич». Забот выше головы. Это две диаметрально противоположные фигуры и в человеческом плане, и по отношению к ученикам. А сюжет - с резкими поворотами. Шагал заботится о своих учениках, как когда-то Михаил Ромм заботился о нас, своих студентах. Малевич же относится к ним, как к солдатам, которые должны пробивать идеи абстрактного искусства. Он прекрасно понимал, кто он такой, а Шагал был интеллигентом. Леонид Бичевин сыграет Шагала. У этого актера мощный потенциал. Его хоть ногами к потолку прикрепи, все равно ясно, что он мастер. Я ведь 45 лет назад подступался к образу Шагала, еще в картине «Гори, гори, моя звезда». Художника там сыграл Олег Ефремов, а должен был Юрий Никулин, но он застрял с цирком в Австралии.