В рядах Союза кинематографистов насчитывается порядка пяти тысяч членов. Каждый из них теоретически может выдвинуть свою кандидатуру на пост главы союза. Как стало известно «МК», поступают предложения и письма от членов СК, где помимо Михалкова называются Андрей Кончаловский и Владимир Хотиненко. Имя последнего возникает уже не первый раз. Отношение к этому разное. Многие считают, что Владимир Хотиненко — человек Михалкова, а значит, ничего в политике союза не поменяет. Сам Никита Сергеевич сказал своим соратникам, что если ему вновь предложат занять пост председателя, то он готов.
Квота для кворума была установлена такая: 1 делегат от 10 членов СК. Сколько уж соберется живых душ, сказать сложно, а вот то, что доверенности давно стали приметой жизни нашего Союза кинематографистов, — не новость. У некоторых функционеров — их целый веер. Доверия нет, но есть доверенности. Они и решат все.
Самая страшная болезнь, охватившая наше киносообщество, — полнейшая апатия и равнодушие. Михалков будет главой СК или кто-то другой — людям безразлично. По старой привычке я позвонила видным кинодеятелям, и выяснилось, что многие из них вышли из рядов СК, пополнив ряды нового КиноСоюза. Судьба старого, михалковского, их вообще не занимает. Кинодраматург Павел Финн («Объяснение в любви», «Подарок Сталину») так и сказал: «Передайте читателям «МК», что меня совершенно не волнует, что будет на этом съезде и станет ли Михалков во главе союза». Сценарист, режиссер и продюсер Рустам Ибрагимбеков, некогда соратник Михалкова, с которым они создавали фильмы «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», тоже вышел из рядов СК. Вот что он нам сказал: «Я не член Союза кинематографистов. У нас свой маленький союз. Думаю, что Никита Сергеевич не собирается сдавать своих позиций. Поговаривают о кандидатуре Владимира Хотиненко. Но это только разговоры, ничего определенного».
Оператор и режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Долинин («Начало», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Фантазии Фарятьева», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Собака Баскервилей») был избран от Питера в делегаты съезда, но ехать на него отказался. Объяснил это так:
— Неохота участвовать в очередном маразме. Мне просто скучно. Так неинтересны склоки по поводу устава, собственности… Не люблю сидеть на заседаниях, слышать длинные речи, в которых смысла три процента. По-моему, это изживший себя союз. Я отметился на собрании и ушел через час. Меня и выбрали в мое отсутствие. Это было сборище стариков. Я сам старикашка, поэтому могу совершенно спокойно об этом говорить. В основном — актеры, которые давно не снимаются, директора картин. Действующих кинематографистов, имеющих к кино серьезное отношение, в питерском союзе мало. Сериальщики в нем вообще не состоят. Сохранилось несколько режиссеров, которые чего-то сделали в кино. Скучное место, нудное.
— Главный вопрос — выборы председателя. Как думаете, Михалков сдаст свои позиции? Поговаривают о кандидатуре Хотиненко.
— Да мне все равно. Поскольку Хотиненко — человек Михалкова, значит, если он будет избран, ничего не изменится.
— А есть у нас герой, способный повернуть реки вспять?
— Нет. У нас кино полусдохшее. Какой тут союз?
— Закрыть его, что ли?
— Если бы кинопроизводство оживилось, то его не надо было бы закрывать, а переделать в профсоюз. Есть куча всяких безобразий с оплатами, договорами, авторскими правами. Я не знаю, чем у вас там в Москве руководство занято, да мне это и малоинтересно. Иногда какие-то денежки от них приходят — я все-таки пенсионер, — это приятно.
Кинорежиссер Павел Лунгин тоже избран делегатом на съезд, но намерен принять в нем участие:
— Я, честно говоря, вне политики. Сам я не буду выдвигать себя. Посмотрим, что люди будут говорить. А что, есть разные кандидатуры? Думаете, что будет преемник?
— Называют три имени. Как вам кажется, что-то зависит персонально от человека, стоящего во главе Союза кинематографистов?
— Мало зависит. Главная функция союза — оказывать помощь своим членам, заниматься страхованием жизни, авторскими правами и так далее. Союзу не хватает возможности защищать своих членов.
— Давно уже говорят о создании профсоюза, но, похоже, эту идею нынешнее руководство не очень поддерживает.
— Руководить легко, защищать сложно.
Актер Василий Ливанов тоже избран делегатом съезда. Вот что он нам рассказал:
— Ожидания у меня хорошие. Будет ли избран Михалков? Я гаданием не занимаюсь. Никита Михалков — очень достойный председатель нашего союза. И, возможно, если бы не он, наш союз развалился бы уже давно. Но если тем, кто руководит государством, культура не очень-то нужна, то почему же у людей искусства должны быть другие настроения?.. Все ведь передается. Культура стоит на последнем месте во всех планах государства. А она не может быть предметом рынка. Это не рыночный продукт. Отношение к культуре по остаточному принципу, характерное для нашей внутренней политики, передается деятелям культуры. Из-за этого они приходят в волнение, подвержены мрачным предсказаниям. Но я все-таки надеюсь, что наш съезд развеет такие настроения.