Жюри основного конкурса возглавит гонкогский режиссер Вонг Кар Вай («Любовное настроение», «Мои черничные ночи»). Его картиной «Великий мастер» откроется Берлинале. Как всегда сообщение об участии российской картины в главной программе фестиваля пришло в последний момент. Борису Хлебникову предстоит состязаться с такими фильмами, как «Камила Клодель 1915» французского мэтра Брюно Дюмона с Жюльетт Бинош в главной роли, боснийским «Случаем из жизни Айрона Пикера» Даниса Тановича, «Монахиней» Гийома Никлу с Изабель Юппер, «Закрытым занавесом» опального иранского режиссера Джафара Панахи, «Побочным эффектом» американского режиссера Стивена Содерберга с Джудом Лоу, Руни Марой и Кэтрин Зитой-Джонс, «Землей обетованной» американца Гаса Ван Сента с Мэттом Дэйманом, «Рай: Надежда» австрийца Ульриха Зайдля. Впервые в основном конкурсе участвует лента из Казахстана, снятая совместно с Германией, - «Уроки гармонии» молодого режиссера Эмира Байгазина. Продюсером стала Анна Качко, в свое время покинувшая Берлин, чтобы работать в России и Казахстане. За ее плечами такие проекты, как «Горячие новости» и «Байконур».
Фильмы Бориса Хлебникова «Свободное плаванье» и «Позор», вошедшая в альманах «Короткое замыкание», участвовали в Венецианском кинофестивале, а «Сумасшедшая помощь» - в «Форуме» на Берлинале в 2009 году. Поначалу его новая лента называлась «Конецдворье», а потом пришли к «Долгой счастливой жизни», случайно повторив название одноименного фильма Геннадия Шпаликова. Снимал картину оператор Павел Костомаров (один из режиссеров проекта «Срок»), получивший на Берлинале «Серебряного Медведя» за операторскую работу в фильме «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.
Мы поговорили с Борисом Хлебниковым о том, почему он выбрал такую немодную тему.
- А что собственно вам – столичному, городскому человеку, до сельского хозяйства и фермеров?
- Вопрос «Что мне собственно не до Москвы?» слышу почти после каждой из моих картин. Как-то так получается, в общем, случайно. На этот раз все складывалось нелогичным способом. Я посмотрел в очередной раз старый вестерн «Ровно в полдень» Фреда Циннемана и в шутку подумал, а не сделать ли, абсолютно похожую историю в российской деревне. Со сценаристом Александром Родионовым начали встречаться с фермерами, брать у них большие интервью. Объехали человек 20-30. Все это закрутилось и ушло далеко от вестерна.
- Так вами движет социальный пафос или жажда новой стилистики?
- Чисто художественными поисками мне всегда было не очень интересно заниматься, социальное начало волнует больше. Но начиная рассказывать социальную историю, можно здорово увлечься, залезть на трибуну и стать очень глупым оратором. В этом самая большая опасность. Поэтому в какой-то момент я начинаю тормозить и пытаться все же рассказывать про конкретного человека и конкретную ситуацию, а не делать выводы про всю страну.
- Такое ощущение, что актер Александр Яценко, снова сыгравший в вашем фильме главную роль, становится вашим альтер-эго.
- Это правда. Мне интересно даже не работать с ним, а то, что он сделает. Я почти всегда не могу до конца предугадать, как он развернет роль, как будет действовать. Как правило, это бывает намного интереснее, чем то, что я придумал. Любопытно, как Яценко сыграл на этот раз человека взрослее себя. Обычно ему предлагают роли людей моложе, чем он есть, бунтарей без причины 22-23 лет. А здесь он сыграл 36-37-летнего человека, мужчину. Для него это новая задача.
- Сталкивались ли вы в Мурманской области, где снимали, с недоверием людей?
- Я даже не очень понимаю, откуда может взяться недоверие. Рабочие на заводе, фермеры или деревенские жители открыты к общению. Труднее взять интервью у профессора, академика или у военного. А тут было все просто.
- Жизнь не оставляет надежды на счастливый финал? И нет ли иронии в вашем названии?
- Ирония в названии есть. А счастливого финала в случае с сельским хозяйством – нет. Обречена вся система. У нас приняты такие законы, которые не позволяют вообще развиваться сельскому хозяйству в России. Когда мы разобрались в ситуации, стало понятно, что это не просто тема сельского хозяйства, а незанятости порядка 30-40 процентов населения страны, которое не работает в течение 20 лет. И работать уже не сможет.
- В Госдуме опять обсуждается вопрос об использовании ненормативной лексики в СМИ и на экране. Как у вас с этим обстоит дело?
- В предыдущем моём фильме ее было много, а в этот нет совсем.
- Об участии российского фильма опять объявили в последнюю очередь. Вас долго держали на скамейке запасных?
- Я думаю, что в этих объявлениях программы есть элемент шоу. Официальное приглашение фестиваля нам пришло еще в конце декабря.
«За Маркса…» Светланы Басковой с Владимиром Епифанцевым в главной роли – пожалуй, самая необычная российская картина последнего времени, рассказывающая о независимом профсоюзе. Социальное кино у нас почти не снимают. Светлана Баскова, а она - директор института современного искусства и критики БАЗА, прежде снимала видеофильмы («Зеленый слоник»). Теперь, подобно британскому классику Кену Лоучу, взялась за проблемы современного рабочего класса. Это независимый проект с более чем скромным бюджетом, сделанный на средства авторов. Фильм основан на реальных событиях и повествует о русском характере, в котором чудным образом уживаются жестокость и благодушие. Рабочие в этом фильме рассуждают о фильмах Годара, письмах Белинского из Зальцбурга, «Мертвых душах» Гоголя. На первый взгляд может показаться, что все это стёб. Сама Баскова в ответ на такие предположения удивляется:
- Странно, что кто-то видит в этом стёб. Все натурально и прямо, без двойного кодирования. Годар занимался этими проблемами, вот наши герои и смотрят его фильмы, конспектируют высказывания, чтобы потом разъяснять молодежи. В течение года мы проводили исследования, ездили по городам, где есть независимые профсоюзы. В Липецке вышли к рабочим, выставили им водку, наивно полагая, что так легко можно войти в контакт. Оскорбившись за водку, они заставили нас стереть все то, что мы сняли на их предприятии, почувствовали, что мы не свои, чуть не побили. Побывав в Тольятти и других городах, я убедилась, как трудно создать профсоюз в моногородах. Руководители предприятий часто не выходят к тем, кто выступает за свои права на митингах, а при приеме на работу заставляют писать заявление об увольнении без даты.
Один из продюсеров проекта художник и издатель Анатолий Осмоловский рассказал, что хорошо знает рабочую среду: «Это не опустившиеся алкоголики, как многие думают, которые непременно должны засосать бутылку портвейна. Хотя и такое бывает. Я работал слесарем на заводе, и мой наставник обсуждал Борхеса. Именно от него я узнал, что такое постмодернизм. Разговоры про стёб в связи с нашим фильмом возникают потому, что картина попала в контекст, в котором ей нет места. Любое прямое высказывание воспринимается сегодня как стёб».
«Поколение» - своего рода фестиваль в фестивале, включающий фильмы для юной аудитории. В одной из его секций представлено два наших мультфильма – «Крот на море» Анны Кадюковой и «Зима пришла» Васлия Шлычкова. Оба режиссера – недавние выпускники Школы-студии «Шар». В другой секции «Поколения» - франко-российская картина «Маруся» Евы Перволовичи с участием бывшей нашей соотечественницы Динары Друкаровой, Вячеслава Полунина, Шарунаса Бартаса, Дени Лавана. Это история маленькой девочки и ее мамы Ларисы, некогда фотомодели, осевшей во Франции, не имеющей крыши над головой, занятой поиском спутника жизни. Сопрдюсером с российской стороны стал Сергей Сельянов.