Андрей Звягинцев по сей день весь в работе — нужно нанести последние штрихи, чтобы полностью подготовить фильм к мировой премьере в Каннах. О своем попадании в основную программу режиссер отзывается коротко: «Конечно же, я рад, что фильм отобран. Разве может быть по-другому?»
Первый фильм Звягинцева, «Возвращение», произвел настоящий фурор на Венецианском кинофестивале, завоевав сразу две награды — за лучший дебют и лучший фильм. Два следующих фильма были представлены в Каннах. В 2007 году в основном конкурсе — «Изгнание» (приз Константину Лавроненко за лучшую мужскую роль — впервые в истории российского кино). В 2011-м «Елена» получила спецприз жюри программы «Особый взгляд».
Как говорят создатели фильма, «Левиафан» — авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России. Съемки проходили на Крайнем Севере, на Кольском полуострове, в Кировске и поселке Териберка. Над картиной работала та же группа, что и над «Еленой»: сценарист Олег Негин, оператор Михаил Кричман, продюсер Александр Роднянский. Использована музыка Филипа Гласса.
— Актеров работало много, порядка 80 человек, — рассказывал режиссер «МК» незадолго до объявления программы Каннского кинофестиваля. — Впервые я столкнулся с тем, что кто-то из них отказывался произносить текст или сесть там, где я просил. Когда у тебя так много актеров, и даже если на первом плане четверо из них, нужно всех других держать во внимании, удерживать большой мир. Картина при этом камерная, все вращается вокруг 3–4 фигур. «Изгнание» снималось 103 дня, а «Левиафан» — 64. Фильм идет 2 часа 22 минуты с титрами. Мы искали заштатный маленький российский городок. За три месяца объехали пол-России в радиусе 600 километров от Москвы. Побывали во Владимире, Пскове, Астрахани, добрались до Белоруссии. Садились в автомобиль и ехали. Пока искали натуру, менялся замысел, появился новый финал. Мы совершенно выбились из сил.
— «Левиафан» — необычный фильм для Андрея Звягинцева, многолюдный и сложнопостановочный, — добавляет продюсер фильма Александр Роднянский. — Это современная история с блестящим актерским составом, способная тронуть и самого неискушенного зрителя, и тонкого ценителя киноязыка.
«Левиафан» — не единственный русский след, который можно найти в программе Канн этого года. В конкурс короткометражного кино попала 15-минутная драма выпускника Ярославского театрального института Сергея Пикалова «Последний». Это российско-азербайджанская копродукция, история последнего из оставшихся в живых на Земле ветерана Второй мировой войны.
Кроме того, в рамках спецпоказа состоится мировая премьера нового документального фильма Сергея Лозницы («Счастье мое», «В тумане») «Майдан». Двухчасовая лента, от первого лица рассказывающая о драматических событиях, разворачивавшихся в центре Киева прошлой зимой.